Жительница агрогородка Пушки Лиозненского района Астихик Манджан 1 июля отмечает сотый день рождения.
Родилась Астихик Левоновна в большом азербайджанском селе Нидж, где проживают представители одного из древнейших этносов Восточного Кавказа – удины. Впервые о них упоминал Геродот в своей знаменитой «Истории» (V век до нашей эры). На постсоветском пространстве осталось около 10 тыс. удинов. Они христиане, большие труженики, очень дружные, с передающимися из поколения в поколение традициями. На Витебщине только две удинские семьи, родственники Астихик Манджан.
Ее имя в переводе на русский означает «звезда». Астихик Левоновна из трудолюбивого крестьянского рода, выросла отменной хозяйкой, кулинаркой, рукодельницей. Окончив сельхозтехникум, работала в колхозной бухгалтерии, долгие годы возглавляла партком, была народным заседателем в районном суде, председателем местного женсовета. Активистку-общественницу из Ниджа не раз делегировали на значимые республиканские мероприятия.
Мужу Сурену Саркисовичу выпало повоевать на фронтах финской и Великой Отечественной. В результате ранения он потерял глаз и поэтому демобилизовался в 1943 году. Работал в колхозе на разных должностях, вплоть до председателя правления. С Астихик Левоновной они прожили вместе почти сорок лет, имели большое приусадебное хозяйство, гостеприимный дом. Столетняя вдова бережно хранит фотографии своего суженого.
Согласно удинской традиции, родители в старости не должны быть одни, из детей с ними в доме остается младший сын. Астихик Левоновна – единственный ребенок своих родителей, поэтому, обзаведясь собственной семьей, заботилась о них до последнего. У нее с мужем тоже одна дочь – Раиса. Овдовев, пенсионерка некоторое время жила в Нидже, а затем присоединилась к дочкиной семье, которая с 1984-го обосновалась в Мошканах Сенненского района. Затем вместе перебрались в Пушки на Лиозненщину.
Трудно привыкать на новом месте, 75 лет прожив в ином климате, иной культуре и традициях. А на родину ездить далеко. Но Астихик Левоновна не унывает. Приветливая, с чувством юмора, она внимательно наблюдает за здешней жизнью, охотно общается с односельчанами, которые заходят в дом. С прабабушкой можно поговорить на четырех языках – удинском, азербайджанском, армянском и русском.
– Встает в десять утра – и первым делом вязать, в основном носки на подарки. Потом неспешно завтракает чаем. Готовлю плов, хашламу, долму, другие блюда удинской национальной кухни, а также белорусские кушанья, ведь уже 35 лет здесь живем. Пару раз в день мама отдыхает, немного смотрит телевизор. Не забывает помолиться – она верующий человек, – рассказывает Раиса Суреновна, воспитатель Лиозненского социально-педагогического центра.
– За все время совместного проживания мы ни разу не поссорились. Моя теща придерживается восточных традиций, – дополняет рассказ о столетней юбилярше ее зять Григорий Асирян.
Григория Армаисовича, который руководит отделом образования райисполкома, Астихик Левоновна уважает, как главу семьи. Когда он входит в комнату, обязательно встает, несмотря на его постоянные просьбы не делать этого, а называет, словно сына, ласково – Гришей. Зять по национальности армянин, но с детства свободно владеет удинским языком. По интернету узнает новости из Ниджа и обо всем рассказывает теще. Снял на видео, как еще не очень давно у ростовских родственников она грациозно отплясывала под национальную музыку.
У Астихик Левоновны душевные отношения и с внуками: в Витебске – Яков, предприниматель, в Лиозно – Сильвия, заместитель заведующего детсадом №3 и мама правнука Платоши.
По словам прабабушки, хотя много прожито, пережито и силы уже не те, самочувствие у нее неплохое. К примеру, в 95 лет ездила на машине с дочерью и зятем в гости за полторы тысячи километров. А при нашей встрече, когда Раиса Суреновна спросила, где хранится родительский фотоальбом, она спокойно встала с кресла и ушла в свою комнату за снимками.
Естественно, спрашиваем: что необходимо для долголетия?
– Радость! – улыбается в ответ Астихик Левоновна.
– Подвижный, заполненный трудом и доброжелательным отношением к людям образ жизни, хорошая семейная атмосфера – это и есть фундамент долголетия, – так расшифровала дочь краткий оптимистичный ответ столетней мамы.
Фото Дмитрия Осипова