Многие папы и мамы заявляют, что их ребенок не хочет учиться. Конечно, большинство родителей задумывается о причинах происходящего и приходит к выводу, что «ему лень», «его не интересует ничего, кроме компьютерных игр», «у нее в голове только модные журналы»… Так ли это на самом деле? В некоторых случаях — да. Но выше названы лишь поверхностные причины, именно их зачастую видят взрослые. А что, если копнуть несколько глубже?
Поиски мотивации
Что делает тот или иной школьный предмет интересным для ребенка?
Многое из того, что приходится изучать, на первый взгляд может показаться довольно скучным. Но если повезло с преподавателем — произойдет чудо, и скучные буквы и цифры из учебника превратятся в нечто увлекательное и заслуживающее внимания. Детям бывает сложно разделить понятия «предмет» и «учитель, преподающий предмет». Если не понравится педагог, то, скорее всего, не будет нравиться и предмет. И наоборот.
Крайне трудно найти школу, в которой все преподаватели были бы креативными. Но зато можно помочь своему ребенку понять, что же интересно конкретно ему, и подобрать учебное заведение с учетом данных потребностей.
Как помочь сыну или дочери определить свои интересы? На самом деле это не так сложно: нужно просто слушать и слышать ребенка с раннего детства. Например, если вы видите, что ваше чадо рисует на обоях – не спешите ругать. Отведите его в кружок рисования, где можно будет заниматься любимым делом, не портя при этом ваше имущество. Не может и минуту посидеть спокойно, постоянно бегает-прыгает? Значит, вам пора отправляться в спортивную секцию. Каждая такая возможность «попробовать себя» повышает шансы найти то занятие, которое ребенка по-настоящему заинтересует. А если момент упущен и школьник уже почти взрослый, можно обратиться к психологу и разобраться в этом вопросе с его помощью.
Теперь предположим, что вам удалось помочь ребенку определиться с его интересами. Отныне у него есть представления о том, чем ему хотелось бы заниматься, а соответственно, есть конкретная цель и мотив учиться. В итоге на первый план выйдет ряд предметов, которым нужно уделять внимания больше, чем остальным. Ради них можно и школу поменять.
Что делать с остальными предметами, спросите вы. Учить ради оценки и собственного развития. Аттестат, так или иначе, важен при поступлении.
Однако усердная учеба ради оценок самих по себе, но не ради знаний, себя не оправдывает. И происходит так из-за отсутствия истинной цели – применения будущих занятий в жизни, раскрытия творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Вместо этого школьник (и/или его родители) придумывают ложную цель: «учиться на десятки», к примеру. Что происходит с такими детьми по окончании школы? У них есть аттестат с хорошими оценками, но нет понимания, чего они хотят. Они не знают, куда им податься и чем заниматься, так как учеба была для них самоцелью.
Опасная проекция
Пожалуй, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая, — проецирование своих ожиданий на дочку или сына. Папы и мамы верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них самих в детстве. Некоторые не допускают даже мысли о том, что у ребенка могут оказаться совсем другие предпочтения. Давление родителей бывает тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Приведем пример — опять про рисование. Женщина в детстве мечтала стать художницей, но у нее не было возможности учиться рисовать. Когда подрос ее сын, дама отдала его в художественную школу, и более того — была убеждена в его исключительных способностях. На деле же никакого таланта у мальчика не было, как и желания заниматься рисованием. Ребенок промучился несколько лет, неся на своих плечах груз нереализованных желаний мамы, прежде чем все-таки бросил художественную школу.
Возможна и обратная ситуация: родитель добился успеха в какой-то сфере, например, в спорте, и, зная отрицательные стороны такого увлечения, старается оградить своего ребенка от него. Казалось бы – что в этом плохого? Родитель просто оберегает свое чадо от ошибок. Но подумайте — от каких ошибок? От своих, тех, которые он сам совершил когда-то… А имеют ли они отношение к ребенку? И вправе ли мы лишать детей возможности хотя бы попробовать?
На данные вопросы каждый взрослый, несомненно, должен ответить сам. И взять за это ответственность, так как от наших ответов, скорее всего, будет зависеть вся дальнейшая судьба сына или дочери.
Родители, помните, что ваш ребенок — это личность, ничего не должная вам, но до какого-то момента зависящая от вас и нуждающаяся в вашей поддержке и в вашем признании ее как самодостаточной.