Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Точка на карте

Моя вторая мама, или 5 мифов об усыновлении

Предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Витебщина без сирот», в которой мы расскажем о жителях Витебщины, ставших родителями для чужих детей, об историях счастливых и не очень, о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться. Посмотрим на жизнь изнутри в детских домах семейного типа, в приемных, опекунских и прочих семьях.

1428869524 depositphotos 11211412 m 1

 Сегодня поговорим об усыновлении. Ведь именно оно – идеальный для ребенка вариант замены биологических родителей и приравнивается к кровному родству. С момента усыновления  биологические матери и отцы, если таковые имеются, утрачивают все права на свою кровиночку. А вот новые родители возлагают на себя пожизненную ответственность за того, кого приняли в свою семью, со всеми моральными и юридическими последствиями. Насколько жители северного региона готовы на столь серьезный шаг?

Оказывается, 2014 год для Витебщины в этом отношении оказался рекордным: 70 детей обрели новых маму и папу. В целом по количеству усыновлений и тех, кто изъявляет желание принять ребенка, наша область отстает от большинства других регионов.

 Задумываясь об усыновлении, естественно, человек сталкивается с неизвестностью. Сомнения у него рождают мифы, укоренявшиеся в общественном сознании многие годы. О наиболее распространенных заблуждениях мы говорили со старшим инспектором по охране детства Витебского представительства Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь Натальей Зандарович.

Миф №1: Дети – на любой выбор

«Приду в детдом и из огромного числа сироток выберу того, кто приглянется, и поведу его, счастливого, за руку домой», – такое представление может сложиться у тех, кто только подумывает об усыновлении. Однако подобный расклад скорее ближе к сюжету какого-нибудь фильма или сериала, в жизни не все так просто.      

Практика показывает, что подавляющее большинство людей нацелены взять в семью малыша до 4-5 лет. В домах ребенка и детских домах число таких воспитанников невелико, поэтому потенциальные родители вынуждены ожидать появления нужной им кандидатуры.

Хотя в банке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей по Витебской области, насчитывается около 2 тыс. детей в возрасте от рождения до 18 лет (и эта цифра все время меняется: кто-то обретает новую семью, кто-то достигает совершеннолетия, кто-то возвращается к биологическим родителям или попадает под опеку бабушек, теть и т.д., поскольку органами охраны детства приоритет отдается родственным связям), – рассказывает Наталья Мечиславовна.

 Слишком жесткие требования, выставленные отдельными кандидатами в усыновители, нередко становятся препятствием на пути к желаемому. Некоторые пары так и не дожидаются своей «голубоглазой светловолосой очаровательной трехлетней малышки» и по собственному решению прекращают поиск ребенка.

Во-вторых, чего таить, среди воспитанников, подлежащих усыновлению, есть и с нарушениями здоровья. А их, как показывает опыт, придвинцы не готовы взять под свою ответственность, хотя по республике такое практикуется. Более того, витебских сирот с особенностями психофизического развития или заболеваниями усыновляют жители других областей. Как рассказали в центре, недавно пара удочерила девочку с нарастающим ДЦП. Другая семья взяла полугодовалую малышку, которая родилась недоношенной (при рождении весила всего 800 граммов).

Усыновление для специалистов, работающих в данной сфере, – это не только радость от того, что мама и папа нашли «своего ребенка», а еще и ответственность – перед ребенком, в первую очередь, и перед семьей. От того, насколько хорошо мы подготовили людей к реальному восприятию родительского труда и ответственности, зависит насколько успешной и счастливой будет жизнь ребенка в конкретной семье, – уверена руководитель регионального представительства центра.

Специфика национального усыновления в Беларуси заключается в четком государственном администрировании всего процесса. Так, подготовка граждан ведется госучреждениями – социально-педагогическими центрами, Национальным центром усыновления. Подбор кандидатуры ребенка обеспечивается управлениями образования на местах или Национальным центром усыновления. Конечное решение о передаче сироты в новую семью принимает суд.

Миф №2: Чем младше, тем лучше

Одна из главных причин, почему люди отдают предпочтение малышам, как говорится, с пеленок, – их убеждение, что чем раньше они их возьмут под свое крыло, тем больше положительного заложат, мол, детки постарше уже в определенной мере сформированы и их сложно перевоспитать. Однако это, по мнению специалиста, ошибочно.   

Ребенок рождается уже с определенным набором генов, которые ни плохие и ни хорошие, просто несут предрасположенность к тем или иным заболеваниям, – считает Наталья Мечиславовна, психолог по образованию. – Младенец появляется на свет со своим типом нервной системы, определенным внутриутробным опытом. Если мать изначально отвергает своего малыша, то он приходит в этот мир с ощущениями нежеланности и ненужности.

В свою очередь, близкий контакт с матерью (или с другим взрослым, который постоянно находился бы рядом) в раннем детстве обеспечивает не только эмоциональный комфорт, но и психофизиологическую стимуляцию, необходимую для благополучного формирования центральной нервной системы и головного мозга.

У ребенка, который в течение первого года жизни растет не «на руках», затормаживается и нарушается нормальный ход развития. Последствия чего достаточно серьезны, но обратимы. Много раз наблюдала, когда малыш, попадая в любящую семью, расцветал и поразительно менялся.

90b6989421b30fc0307d4c211a8a8fe0

Конечно, некоторые родители хотят сами пройти все этапы воспитания, увидеть первые шаги, даже провести у детской кроватки бессонные ночи, когда у младенца прорезаются зубки. Однако в желании взять малютку, подчеркивает собеседница, некоторые не всегда учитывают свой возраст.

Одно дело, когда маленьких берут на воспитание пары в возрасте около 30, и совсем другое, если люди на десяток старше. Важно рассчитать свои силы на много лет вперед, учитывая, что у ребенка будет подростковый период, юность, когда сложнее найти с ним общий язык людям в почтенном возрасте. Таким парам специалист советует не зацикливаться на возрастной планке, все же выбрать деток постарше, 5-7 лет, с которым также можно познать все радости воспитания.  

Был случай, когда к нам пришла женщина, которая хотела удочерить девочку до 3 лет, – вспоминает Наталья Мечиславовна. – В тот день ко мне поступила информация о пятилетней малышке, которая как две капли воды была похожа на заявительницу. Я убедила взять ее ребенка постарше. Приятно отметить, что сознание людей постепенно меняется. Усыновители готовы принять детей уже в возрасте 5-8 лет, и из года в год диапазон расширяется.

Тем более для этого государство предусмотрело некоторые преимущества. Так, согласно Указу Президента №330 при усыновлении (удочерении) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет усыновитель имеет право на кратковременный отпуск без сохранения заработной платы сроком до 90 календарных дней в течение 6 месяцев. Также ежемесячные денежные выплаты за первый месяц выплачиваются в двукратном размере.

Миф №3: Родители-иностранцы – дело случая

Слушая истории о том, как воспитанников белорусских детдомов усыновляют зарубежные граждане, наверняка, многие ловили себя на мысли, мол, бедная сиротка случайно вытянула счастливый билет. Однако в вопросе усыновления, а тем более иностранцами, случайностей не бывает.

Усыновление осуществляется только гражданами одной страны – Республики Италия, с которой заключено соответствующее соглашение. Белорусские сироты, в том числе из Витебской области, проходят оздоровление в итальянских семьях. Как правило, мысли об усыновлении у итальянских пар появляются после того, как ребенок побывает у них на отдыхе несколько раз, и складываются теплые отношения. В 2014 году 25 несовершеннолетних обрели семью в этой солнечной стране.

Кстати, именно подростки в возрасте 13-16 лет, которых сложно устроить в семью на родине, находят дом за границей. В большинстве своем принимают их бездетные супружеские пары, которым больше сорока. Как правило, это люди с достатком, поскольку далеко не каждый европеец может позволить себе взять на воспитание ребенка, ведь сама процедура оформления документов стоит денег, да и много других требований предъявляется потенциальным усыновителям. 

Миф №4: Одиноким ребенок не предоставляется

Ошибочно думают те, кто полагает, будто усыновить ребенка могут только супружеские пары.  По закону одинокая женщина также может стать приемной мамой. К слову, на Витебщине таких примеров предостаточно.

Ко всем кандидатам, будь то одинокие или семейные, критерии отбора одинаковы. Они должны быть здоровы (без опасных для ребенка заболеваний), иметь жилье и доходы не меньше прожиточного минимума с расчетом на каждого члена семьи и будущего ребенка.

Как показывает опыт, одинокие женщины справляются с воспитанием не хуже полных семей. Единственное преимущество пар в том, что у них больше финансовых возможностей взять в семью не одного, а несколько сирот, и многие этим пользуются. Однако есть пример, когда жительница Придвинья стала мамой для троих девочек, которых она удочерила поочередно.

Миф №5: Меньше знает, крепче спит

Если для специалистов охраны детства вопрос усыновления является тайной, распространение которой влечет уголовную ответственность, то решение, говорить ребенку или нет, что он усыновлен, – личное дело самих родителей. И здесь некоторые полагают: чем меньше ребенок знает, тем лучше будут складываться отношения с новыми мамой и папой. Но, как показывает опыт работы инспектора по охране детства, это не всегда так.  

Каждая семья по-своему относится к тайне усыновления. Некоторые родители секрета из этого не делают, уважительно относятся к истории жизни ребенка. Другие же, наоборот, все время боятся, что кто-то сообщит ему, что он не родной. 

mom and baby reaching-980x500

Мое профессиональное и чисто человеческое убеждение – не надо скрывать от ребенка, как он появился в семье, – говорит Наталья Зандарович. – Невозможно воспитывать человека в ситуации недоверия, пренебрежения его истоками. Как бы мал он ни был, должен знать, кто он и откуда. Чтобы не ставить свою семью в зависимость от чьего-то длинного языка, не лучше ли просто быть честными со своим ребенком?

 То, что тайна усыновления не столько ограждает от проблем, сколько создает новые, доказывают случаи из жизни. Как психологу Наталье Мечиславовне пришлось однажды беседовать с девушкой-подростком, с которой у усыновителей начались конфликты. Оказалось, она еще с детства догадывалась, что ее удочерили, в 7 лет спросила об этом у родителей, но они ей не признались. Как результат в подростковом возрасте возникли полное непонимание и разлад в детско-родительском союзе, поскольку изначально не было доверительных отношений, что породило в детской душе массу противоречий и сомнений, вплоть до суицидального поведения.

Открытое усыновление – это высокий уровень отношений между взрослыми и ребенком, готовность говорить с обретенным сыном или дочерью о его прошлом, подчеркивает специалист. В теме усыновления не может быть легких вопросов и однозначных ответов.

Если Вы готовы предоставить ребенку свою семью, любовь и защиту, обращайтесь в районный отдел образования по месту жительства или в Витебское представительство Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь по адресу:  Витебск, ул. «Правды», д.48, каб.29, тел.: 8 (0212) 47- 77- 28.

Фото носит иллюстративный характер


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ