На пересечении трех улиц в Орше с именами Героев Советского Союза — командира эскадрильи штурмовиков Анатолия Соляникова, майора бомбардировочной и разведывательной авиации Владимира Завадского и командира звена авиации дальнего действия гвардии капитана Алексея Гаранина расцвела майскими красками Аллея Летчиков. Здесь ничего сейчас не напоминает о том, что без малого 80 лет назад это небо бороздили немецкие асы и прошивали зенитки, погибали советские летчики штурмовой авиации. Но Анатолию Соляникову удалось выжить, пройдя настоящий ад, вернуться на малую родину, воспитать детей и внуков, оставить после себя память для потомков. Он совершил 115 боевых вылетов и стал Героем Советского Союза.
«Мне бы в небо»
Родился Анатолий Соляников 19 июля 1919 года в деревне Чурилово Оршанского района. Вскоре его родители Данила Моисеевич и Анфиса Федоровна с единственным сыном переехали в Оршу. Здесь, на берегу Днепра, прошло детство будущего героя.
В своей автобиографии, которая бережно хранится в музее истории и культуры Орши, Анатолий Соляников пишет, что с самого раннего возраста его тянуло в небо. Еще в школе он увлекся авиамодельным спортом. Потом начал заниматься на планерном отделении Оршанского аэроклуба, созданного в 1934 году одним из первых в Беларуси. После окончания семи классов Анатолия взяли на работу инспектором по учету районного земельного отдела Оршанского райисполкома. Там же он познакомился с будущей женой Ниной. В 1938 году стал курсантом Оршанского аэроклуба – парню приходилось совмещать работу с учебой. Основной аэродром, с которого начинали свой путь в большую авиацию курсанты аэроклуба, находился около деревни Яковлевичи. Анатолий быстро освоил не только азы летного дела, но и фигуры высшего пилотажа. Его всецело захватила мечта стать военным летчиком, и после окончания аэроклуба Оршанским военкоматом он был направлен в военную авиационную школу в городе Энгельс Саратовской области. В то время, когда началась Великая Отечественная война, учеба в школе продолжалась, днем и ночью курсанты изучали новую технику, совершенствовали летное мастерство.
В феврале 1942-го старшего сержанта Соляникова направили на обучение в Пензенский 10-й запасной авиаполк, где он должен был изучить штурмовик Ил-2. Освоить технику пилотирования «летающего танка», как его называли пилоты-истребители воздушных сил нацистской Германии, за короткий период было нелегко, но 23-летнему парню это удалось. Примечательно, что уже в мирное время Анатолий Данилович передал в городской музей истории и культуры прозрачный футляр с уменьшенной копией самолета Ил-2 – подарок герою от авиаторов воинской части, где некогда служил.
Боевое крещение
На постоянную службу Соляникова распределили в 810-й авиационный штурмовой полк 225-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии, в ноябре 1942 года на Брянском фронте он получил боевое крещение в районе станции Горшечное под Курском. Третий боевой вылет чуть не стал для него последним: зенитный снаряд пробил обшивку штурмовика, повредив управление самолетом, при этом летчик был ранен в голову. Превозмогая боль и едва не теряя сознание от потери крови, сержант дотянул самолет до своей территории и произвел посадку.
На Брянском фронте летчик совершил 70 боевых вылетов. Особо памятна битва на Курской дуге. Наиболее опасными были полеты, когда вражеские артиллерийские и минометные батареи нужно было уничтожать с помощью фосфора (об этом опасном оружии в советские времена не очень то и вспоминали). На самолет подвешивали два баллона с фосфором, который необходимо было вылить с высоты не более ста метров, иначе никакого эффекта не было бы. Фосфор же, лишившись в воздухе воды, горел и уничтожал все вокруг: горела земля, коробился металл. После возвращения из одного такого задания техники нашли на самолете более 130 пробоин, в том числе пулевых, ибо низкая высота полета позволяла стрелять по самолету даже с ручного оружия.
В январе 1943-го началась Воронежско-Касторненская операция, в которой участвовал и 810-й штурмовой авиаполк. 26 января ведомым в группе из шести Ил-2 Соляников вылетел на штурмовку железнодорожных эшелонов техники и живой силы в районе станции Касторная. Несмотря на интенсивный огонь зениток, Анатолий произвел три захода и лично уничтожил паровоз, 3 вагона, 3 автомобиля, зенитку и до 20 вражеских солдат.
В марте того же года Соляникову было присвоено офицерское звание младшего лейтенанта, а в мае он уже был назначен командиром звена штурмовиков. Очень много его звену пришлось поработать накануне начала Курской битвы. Штурмовики совершали налеты на вражеские колонны техники, двигавшиеся от Орла в южном направлении к местам предполагаемого наступления, за что Соляников был награжден орденом Красного Знамени.
После оборонительного этапа советские войска 12 июля 1943-го перешли в наступление в направлении на Орел. Прорыв танков 3-й гвардейской танковой армии вглубь гитлеровской обороны поддерживали штурмовики, в том числе и эскадрилья Соляникова. Летчики штурмовали узлы немецкой обороны, отступающие колонны. За отличие в боях на Курско-Орловской дуге Соляников был награжден орденом Отечественной войны I степени, а в сентябре 1943 года стал лейтенантом, заместителем командира эскадрильи штурмовиков.
В октябре 1943-го 15-я воздушная армия была включена в состав образованного 2-го Прибалтийского фронта. Авиаполк, в котором воевал лейтенант Соляников, перебазировался в район города Великие Луки. Здесь штурмовики участвовали в боях за города Новосокольники и Пустошка, в которые Соляников лично водил группы уже из 6 и более самолетов.
7 апреля 1944 года ведущим 10 самолетов Ил-2 Соляников производил штурмовой налет переднего края противника в районе деревни Писачево. При подходе к цели штурмовики попали в сплошные разрывы зенитных снарядов. Штурмовик, искусно маневрируя в зоне огня, командуя группой по радио, сделал несколько заходов на цель. В этот же день его группа совершила еще один налет на оборонительные позиции противника. В результате 2-х штурмовок группой было уничтожено 2 артбатареи, 5 автомашин, минометная батарея, 4 зенитки и более 80 солдат и офицеров. Соляников лично подавил огонь двух батарей.
«Не верьте, что не было страшно»
— Если кто-то скажет, что не испытывал на войне страха и волнения, не верьте, — говорил уже в мирное время ветеран. — Это не правда. Страх свойственен человеку, у которого есть душа и сердце. У меня самое сильное волнение было до того момента, пока не надевал парашют и не садился в кабину самолета. Как только пропеллер начинал крутиться, страх куда-то улетучивался. Там появлялись другие мысли: как бы безопасно взлететь, отбомбить и потом приземлиться.
В апреле 1944-го Соляников был награжден орденом Александра Невского. За 86 боевых вылетов он был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.
Указ о присвоении высокого звания вышел 19 августа 1944 года. К этому времени Соляников имел звание капитана, командовал эскадрильей, участвовал в освобождении Псковской области и многих городов и сел Латвии. Но получить орден Ленина и «Золотую Звезду» он в 1944-м не успел…
В один из сентябрьских дней Анатолий вел группу штурмовиков в тыл врага в район города Цесис. При очередном заходе на цель в его самолет попало два зенитных снаряда, и Ил загорелся. Соляников и стрелок были ранены, и им пришлось покидать падающий самолет на парашютах. В перестрелке на земле Анатолий был еще раз ранен и потерял сознание. Очнулся офицер уже в плену.
Полгода ему пришлось провести за колючей проволокой в двух фашистских концлагерях в Германии. Все это время он испытывал частые побои, голод, участвовал в изнурительных работах на подземных выработках в Силезии и ежедневно ожидал своей очереди в газовую камеру.
В марте 1945-го нашими войсками Соляников в числе других узников концлагеря в Нижней Силезии был освобожден и немедленно отправлен в фильтрационный госпиталь №1919. Там Анатолий пробыл до сентября. В течение этого времени его вернули к жизни, соответствующими органами были проведены все специальные проверки, доказавшие недобровольность пленения. Капитан Соляников был не только восстановлен в воинском звании, но и вернулся в свой родной полк. Однако служить по состоянию здоровья уже не мог и был уволен в запас.
После этого Соляников побывал в Кремле, где ему вручили высшие награды Родины. Затем вернулся в Оршу, стал работать управляющим снабженческой организации.
Память на века
– Мне посчастливилось быть знакомым с героем, неоднократно бывать у него дома. Вместе с кинодокументалистом Эдуардом Навогонским в 1999 году создали видеофильм о Соляникове, – рассказывает преподаватель Оршанского государственного механико-экономического колледжа, в минувшем директор музея истории и культуры Орши Виктор Лютынский. – Он был активным членом Оршанского клуба революционной, боевой и трудовой славы. Вместе с женой Ниной Ивановной вырастили трех дочерей Светлану, Раису и Тамару, дождались внуков. За личные заслуги в обороне Отечества, огромный личный вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи и в связи с 65-летием со дня учреждения звания Героя Советского Союза Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 15 апреля 1999 года наградил Анатолия Даниловича Соляникова орденом «За службу Радзіме» III степени.
Не баловала судьба ветерана, все сильнее беспокоили его старые раны и болезни. Но у Анатолия Даниловича, жизнь которого, к огромному сожалению, последние годы ограничивалась только стенами скромной квартиры, был интерес ко всему, что происходило в городе, стране, мире. Он был неравнодушным человеком, скромным и доброжелательным, до последних лет жизни не потерявшим остроты ума и чувство юмора.
Анатолий Данилович ушел из жизни в возрасте 91 года 8 сентября 2010 года, а через четыре месяца не стало его жены Нины. «Пройдут года, но память о человеке останется на века», – так подписал он мне свой последний парадный фотопортрет. И это действительно так.
Часто вспоминают о герое и в Военном комиссариате Оршанского и Дубровенского районов.
– Это был удивительный человек – светлый, скромный, добрый, гостеприимный, – говорит ведущий специалист по социальной работе военного комиссариата Нина Рыжикова. – Мы часто навещали его, чему Анатолий Данилович был очень рад. Он не особо любил говорить о войне, тяжело давались ему эти воспоминания. И никогда не кичился своими наградами. Даже не все соседи знали, что живут рядом с героем. Много читал книг и журналов, газет, занимался спортом.
Как поведала Нина Рыжикова, в марте 1993 года произошла история, сильно подорвавшая здоровье Анатолия Даниловича. К нему пришли двое молодых людей, представившиеся студентами. Беседовали, пили чай, рассматривали награды. А когда ветеран пошел в соседнюю комнату за удостоверениями, цинично прибрали к рукам «Золотую Звезду» Героя, ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского и попросту убежали...
Просматривая фильм об Анатолии Соляникове, в очередной раз убеждаешься: вот он – настоящий герой, пример мужества и чести. Его ратные подвиги в опаленном войной небе не поддаются описанию: человек, кажется, сделан из металла, обладает невероятной храбростью и волей к победе. Эти подвиги нельзя приуменьшить, нельзя забыть. Светлая память Герою.
Фото из архива музея истории и культуры города Орши.