История в официальных документах. По материалам Государственного архива Витебской области.
1944 год
На 15 февраля от немецко-фашистских захватчиков полностью или частично было освобождено восемь районов: Городокский, Меховский, Суражский, Лиозненский, Россонский, Полоцкий, Сиротинский, Дубровенский. «Восстановление местных органов власти по мере продвижения частей Красной Армии осуществляется оперативными группами обкома КП(б)Б и облисполкома путем подбора и назначения председателей сельсоветов из числа партизан, вышедших из тыла противника (на тот момент было освобождено 84 сельсовета. – Прим. Авт.)».
В справке облисполкома констатировалось, что посевные площади освобожденных районов не превышают 27% довоенного уровня. Совершенно прекращено полевое травосеяние, а посевы льна составляли 3-5% от плана 1941 года. Отступающие немецкие войска оставили без крова 6145 семей колхозников, сожгли и подорвали производственные постройки машинно-тракторных станций (МТС) и колхозов, оборудование нефтебаз вывезли в Германию или привели в негодность.
За время оккупации уничтожено 784 трактора, 126 комбайнов, 225 сложных молотилок, более 1300 других сельхозмашин и прицепного инвентаря. Поголовье скота сократилось на 219,4 тыс. голов по сравнению с 1941 годом (лошадей стало меньше на 26,2 тыс., КРС – на 84,5 тыс., свиней – на 35,6 тыс., овец – на 73 тыс. голов). Полностью разграблены птицефабрики и пчелопасеки.
Для восстановления животноводства в Чувашскую АССР, Ивановскую, Горьковскую (Нижегородскую), и Рязанскую области РСФСР было командировано 5 уполномоченных и 305 колхозников (погонщиков, доярок и конюхов), чтобы вернуть эвакуированное в 1941 году поголовье скота. Также сельскохозяйственные животные закупались в восточных регионах СССР, куда было направлено 11 ответственных и 132 погонщиков.
3 апреля утвержден план сельхозработ. К весеннему севу было восстановлено 511 колхозов (некоторые объединяли всего 3-5 крестьянских хозяйств) и 20 МТС. В целом в колхозах тогда числилось 16,4 тыс. хозяйств с населением 66,5 тыс. человек (24,6 тыс. – трудоспособных). В МТС из восточных областей СССР прибыло 380 тракторов, 327 плугов, 300 механизаторов, 8 механиков, 38 бригадиров тракторных бригад. На освобожденной территории предстояло посеять 45 тыс. га яровых (46,7% от довоенного уровня): 25 тыс. га зерновых, 11,5 тыс. га льна, 7 тыс. га картофеля, 1 тыс. га однолетних трав, 500 га овощей.
Обком КП(б)Б и облисполком обратились в Военному совету Западного фронта за помощью, список состоял из 24 пунктов. В частности, областные власти просили военных выделить 40 тракторов с водительским составом, 600 лошадей из числа выбраковки, восемь автомобилей со специалистами для ремонта техники, 400 строителей (для восстановления зданий МТС).
Планировалось, что военные отдадут в распоряжение области 5 инженеров-строителей, по 4 ветврача и землеустроителя, по 3 агронома и зоотехника, подготовят из числа местного населения 40 шоферов и 50 кузнецов. Также областные власти просили Красную армию посеять «собственными силами, семенами и кадрами» 200 га зерновых в фонд инвалидов Великой Отечественной войны.
1950 год
14 ноября заведующая отделом здравоохранения облисполкома М. Денисова доложила о состоянии медицины в 1947-1950 годах. Тогда на Витебщине было 58 больниц на 2825 коек, врачебных и фельдшерских пунктов – 254, санстанций – 20, два детских санатория на 100 мест, мединститут. Проводились двухгодичные курсы для медсестер.
За три года полностью ликвидирован возвратный тиф, заболеваемость малярией снизилась на 82%. В течение этого времени создан новый вид неотложной медицинской помощи – санитарная авиация. За два года было произведено 470 вылетов, в сельской местности проконсультировано 8 тыс. больных, вывезено 558 человек, нуждающихся в неотложной специализированной помощи.
1951 год
10 апреля облисполком отправил рецензию заведующему редакции географии Большой советской энциклопедии Тихомирову на подготовленные статьи о Витебщине. Претензии излагались на двух машинописных листах мелким шрифтом.
«В исторической части совершенно выпал 19 в. Ничего не сказано об Отечественной войне 1812 года, о крупных боях и памятнике воинам Отечественной войны, сохранившемся до наших дней в г. Витебске на Успенке». Авторы письма рекомендовали отметить, что территория Витебщины являлась частью Киевской Руси и просили несколько больше рассказать о восстании 1623 года.
Кроме того, «дана односторонняя оценка Витебска как купеческого, мещанского города, в то время как были развиты кустарные промыслы: текстильное, кожевенное и обувное производство, несколько позже металлообработка. Не показана дата пуска трамвая, водопровода, железной дороги, а ведь витебский трамвай являлся первым в Беларуси и вторым в бывшей России. Недостаточно показан период революционного движения, сделан быстрый переход от 1905-го до 1917 года.
Совершенно не сказано об империалистической и гражданской войне, роли большевиков Витебска по организации сопротивления контрреволюционным войскам, идущим на помощь Керенскому в Петроград. Нельзя не отметить большого размаха партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, таких легендарных героев-партизан, как Константин Заслонов и Минай Шмырев, а также разгром фашистских войск под Витебском в июне 1944 года».
Энциклопедисты неправильно назвали берег, где находилась пристань в областном центре (левый вместо правого, напротив устья Витьбы) и в разделе «Животный мир» отметили отсутствие диких кабанов в регионе. «Они есть, и в большом количестве», – подчеркнули авторы письма.
А вот с иллюстрациями, отобранными к статьям, облисполком полностью согласился.
***
1 июня было рассмотрено письмо руководства колхоза «Колос» Черейского сельсовета Чашникского района за подписью председателя Миновича и счетовода Зенькевича.
Они рассказали, что в 1933 году хозяйству «Красный пахарь» передана «бывшая церковь» (Белая церковь): «Колхоз снял кресты, купола, произвел полный ремонт помещения и пользовался им до начала войны, платил все страховые платежи. Начиная с 1944 года, Чашникское заготзерно по разрешению райисполкома занимает это помещение в сезон хлебозаготовок, не спрашивая у колхоза. Мы терпели лишь потому, что до 1950 года колхоз был небольшим и мог обходиться без этого помещения. Теперь, когда колхоз «Красный пахарь» объединился с другими колхозами и образовался крупный колхоз «Колос», мы не можем обходиться без этого помещения, хлеб развезен и хранится в частных домах колхозников, хлеб сгорает и подвергается порче».
Созданная комиссия дала заключение – вернуть Белую церковь колхозу.
1953 год
С 15 апреля наступил режим тишины на части расположенного в Городке озера Луговое, где разводились нутрии.
Звероферма здесь была создана решением облисполкома от 3 октября 1951 года. Управляющий Витебской областной конторой «Заготживсырье» Даудов сообщал: «В настоящее время насчитывается 75 голов. Нутрии хорошо акклиматизировались и прижились». Однако несоблюдение «условий режима водоема» влияло на размножение нутрий. В «целях содержания, разведения и сохранения зверей нутрий» в радиусе 24 га (2,4 км) запрещались рыбалка, охота на водоплавающую дичь, купание, катание на лодках, выпас скота и «хождение по берегам, прилегающим к нутриевому хозяйству». К концу 1953 года планировалось увеличить количество зверьков до 100 голов.
***
В октябре рассмотрена деятельность колхозных рынков в городах и районах. Отмечалось, что значительное их количество не отвечает возросшим требованиям населения.
«Территория не ограждена. Нет достаточного количества оборудованных торговых мест, особенно крытых столов (навесов) и палаток для постоянной торговли картофелем, овощами и другой сельскохозяйственной продукцией. Не поддерживается надлежащая чистота и порядок. Отсутствует забота об обслуживании приезжающих колхозников – нет камер хранения, складских помещений.
В частности, в Витебске на Полоцком рынке не приступили к запланированному строительству крытого стола и ларьков для торговли колхозов. На Смоленском рынке не закончен ремонт мясного павильона». На Марковском рынке (Пролетарская площадь) не было завершено строительство мясо-молочной контрольной станции.
Среди мер по улучшению «культурно-бытового обслуживания колхозников» предусматривались следующие: оборудование газетных киосков, установка радио, улучшение работы чайных, мастерских по ремонту одежды и обуви, парикмахерских. Также необходимо было расширить торговлю предметами домашнего обихода: стройматериалами, товарами для сада и огорода.