До открытия XXIX Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» осталось менее трех недель, и дирекция форума напоминает пчелиный улей, где все гудит, по коридорам снуют люди, беспрестанно звонят телефоны, в приемной директора выстроилась очередь из тех, кому надо срочно решить важный вопрос.
– Горячая пора наступила? – задаю вопрос генеральному директору Центра культуры «Витебск», директору фестиваля Глебу Лапицкому.
– Очень горячая. Впрочем, таковой она была постоянно. А сейчас активизировалась работа.
– Одно время у многих были сомнения, состоится ли 29-й, предъюбилейный фестиваль, они подпитывались тем, что в разных странах отменялись крупные мероприятия, а из дирекции не было никакой информации….
– Вне дирекции было молчание, а внутри работа кипела, мы прорабатывали разные концепции. Понимали, что фестиваль должен состояться, решали только, в каком именно формате, чтобы минимизировать все возможные риски и выполнить обязательства перед нашими зрителями и артистами. Следили за изменением ситуации в мире, информация поступала в режиме онлайн круглые сутки.
– Были полностью уверены, что «Славянский базар» состоится?
– Сомнения были, особенно, когда стали отменяться крупные фестивали. Тогда поняли, что наш форум нельзя сравнивать с другими, потому что у «Славянского базара» есть поддержка государства. Если бы ее не было, и в этом поле оказались одни, может быть, тоже приняли самое легкое и популярное решение – перенести. Можно было бы сказать, как это делали вокруг: приходите через год по купленным билетам. Но мы искали пути, были на связи с министерствами культуры, здравоохранения, иностранных дел, чтобы выйти на соглашения со всеми инстанциями и выработать оптимальный механизм проведения фестиваля.
– Получается, в этом году у дирекции было работы в два-три раза больше?
– Если посчитать, сколько концепций было предложено, их хватит на десятилетия.
– Фестиваль, можно сказать, держится на трех китах: организаторах, артистах и зрителях. Дирекция, как вы пояснили, была готова, а остальные?
– Мы ни от кого не скрываем информацию, с исполнителями ежедневно ведем переговоры, которые начались задолго до эпидемии и закрытия границ. Сегодня используем разные каналы, в том числе и правительственные, оргкомитет, оперативно решаем возникающие вопросы. С прошлого месяца определились для себя, что не будем придумывать проблему, когда с ней столкнемся – будем действовать. Поначалу прогнозировали различные ситуации и продумывали решения. Сейчас видим: в мире прослеживается тенденция по снятию ограничений, открытию границ, ослаблению карантинных мероприятий.
Артисты, понятно, волновались за свое здоровье, мы знаем, сколько из них переболели. Были у них и сомнения, стоит ли подписывать договоры, а это юридическая ответственность обеих сторон, вдруг фестиваль отменят. После происходили переформатирование концертов, принципиальные переговоры с артистами, большие споры и сложные согласования по организационно-финансовой части. И когда все было урегулировано, мы смогли опубликовать программу фестиваля.
– А зрители голосуют ногами?
– И рублем! Что бы мы ни придумывали, есть мнение зрителя, который решает, идти на концерт или нет. Хочу подчеркнуть, что в плане безопасности можно быть спокойными. На фестивале будут предприниматься все меры, которые нужны в конкретный момент. У нас открытые площадки, и нет строгой рекомендации по дистанцированию. Понимаем, что семья не станет рассаживаться через несколько кресел. Если понадобится термометрия, чтобы не пропустить в зал людей с повышенной температурой, введение масочного режима, сделаем это. Мы составили программу так, чтобы было достаточно времени перед следующим концертом для профилактической обработки зала. Создали специальную службу, которая займется дезинфекцией кресел, ручек, перил и т. д. Появятся еще какие-то требования – будем решать, как их выполнить. Наша главная задача – обеспечить безопасность в зрительном зале и за кулисами.
– В этом году жителям и гостям города повезло в том смысле, что большинство мероприятий будет проходить на улице и бесплатно.
– Да, все мероприятия будут на улице. Большая часть в формате open air, без билетов. Мы понимаем, что и зрителям сейчас не очень легко, и не только финансово. В дирекцию поступают звонки, люди спрашивают: хотим купить билет, а точно будут заявленные артисты? Момент сомнения и недоверия есть, но оснований для этого нет. На сегодняшний день все артисты едут. Но если будут изменения, информируем.
– К сожалению, в числе фестивальных площадок не будет филармонического и театральных залов. Получается, любители этих видов искусства будут обделены?
– В том или ином виде будут представлены все виды искусства. В этом году больше уличных, площадных театров. Интересные программы запланированы на площадке возле концертного зала «Витебск». Там пройдут детский конкурс, танцевальный проект DDFest, #PROMOFEST, включающий четыре часа молодежной музыки.
– В последние годы «Славянский базар» стал больше внимания уделять молодежным проектам.
– Традиционно пройдет День молодежи, организатором которого выступает БРСМ. Задействуем новую площадку – парк отдыха имени Советской Армии, где состоятся фестивали автозвука и красок. А в пойме реки Витьба сотрудники МЧС представят свое зрелищное шоу – водную феерию.
– Несмотря на закрытые границы, в Витебск едут гости из разных стран. Сколько флагов будет поднято в нынешней году?
– По информации на сегодняшний день – более 25. Из далеких стран – Куба, ведутся переговоры об участии конкурсанта из Канады. В этом году впервые полноценные национальные отборы на песенные конкурсы «Славянского базара» прошли в Литве, Эстонии, Боснии и Герцеговине. Будет исполнитель из Турции. За 29 лет на «Славянском базаре» побывали представители свыше 75 стран.
– В этом году конкурс исполнителей эстрадной песни пройдет в новом формате. Второй день объединен с закрытием фестиваля. С чем это связано: с урезанием программы или с приданием большего значения конкурсу?
– Мы старались оптимизировать программу и сохранить ключевые проекты. Понимали, что открытие, закрытие фестиваля, день Союзного государства и конкурс должны обязательно остаться в программе. Посчитали, что использовать замечательный оркестр только ради выступления конкурсантов будет неправильно. И решили, что оптимальный вариант – совместить выступления конкурсантов и звезд эстрады. Ведь здорово, когда вместе с начинающими исполнителями из 18 стран выйдут на сцену Олег Газманов, Лолита, Вахтанг Кикабидзе, Александр Рыбак, Кейт Райан, Томас Андерс – то есть их кумиры. Это будет для молодых покорителей эстрадного олимпа своеобразным мастер-классом. Нынешний год нас подтолкнул на большое количество экспериментов, если увидим их результативность, возможно, будем использовать и в будущем.
– Как бы вы определили, что будет вишенкой на торте «Славянский базар в Витебске – 2020»?
– То, что «Славянский базар в Витебске» может позволить себе задействовать весь город. Площади и улицы на протяжении четырех дней станут полноценными сценами, на которых будут представлены разные виды искусства. Я думаю, это будет самый большой open air мира.
– Можно сказать, установим рекорд?
– Рекорд фестиваля тоже будем устанавливать, но об этом скажем чуть позже.