Программа «Славянского базара в Витебске» уже по сложившейся традиции начинается с выставочных проектов. И на этот раз не менее значимых, чем в предыдущие годы. Первая в фестивальной афише экспозиция «Осип Цадкин. Возвращение» из корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» открылась в Музее истории Витебского народного художественного училища.
На ней можно увидеть четыре работы уроженца Витебска, яркого представителя парижской школы, выдающегося скульптора XX века. Причем, картина «Трое обнаженных за столом» и скульптура «Возвращение блудного сына» выставляются в Беларуси впервые.
Как пояснил искусствовед, куратор банковской коллекции Александр Зименко, данные работы приобретены в прошлом и позапрошлом годах, но специально откладывали публичный показ, чтобы Витебск первым увидел произведения своего именитого земляка. Символично, что в названиях выставки и скульптуры есть слово «возвращение».
Осип Цадкин, который учился в Витебском городском училище в одном классе с Марком Шагалом, брал уроки у Юрия Пэна, покинул родной город в 1905-м. Сначала жил в Англии, а затем обосновался в Париже, на Монпарнасе, работал в «Улье».
Сблизился с Аполлинером, Брынкуши, Пикассо, Матиссом, Модильяни, выставлялся в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Токио, Цюрихе, других городах.
Скончался в 1967 году, похоронен на парижском кладбище Монпарнас. И спустя более чем столетие Осип Цадкин вернулся на родину в своих прославленных картинах и скульптурах.
Интересна судьба его бронзового «блудного сына». Эту скульптуру Осип Цадкин создал во Франции в 1962 году, ее приобрел коллекционер из Японии, а куплена она была на аукционе в США и затем преодолела океан, чтобы оказаться в Беларуси.
– После завершения работы выставки планируем скульптуру оставить в Витебске. Вместе с городскими властями и общественностью будем решать, где она может быть установлена, – сказал Александр Зименко.
Фото Антона Степанищева.