Формирование инфраструктуры поддержки взаимодействия индивидуальных предпринимателей и отечественного легпрома должно стать главной задачей создаваемой на Витебщине рабочей группы при облисполкоме. Это поможет мелким бизнесменам, специализирующимся на торговле, перестроиться под новые экономические реалии, а в перспективе дополнить и повысить эффективность в целом действующей системы развития негосударственного сектора экономики.
Такое решение было принято по итогам рабочей встречи председателя облисполкома Николая Шерстнёва с индивидуальными предпринимателями и производителями товаров легпрома, прошедшей 12 февраля в ОАО «Знамя индустриализации» в Витебске. Проблемные вопросы представителей малого бизнеса были детально рассмотрены в присутствии руководителей городских и районных исполкомов, предприятий и организаций, а также членов общественных советов рынков и торговых центров. Подключение к диалогу первых лиц вертикали власти стало дополнительной гарантией того, что предлагаемые решения не будут имитационными и должны реально работать на преодоление препятствий и барьеров. Неслучайно Николай Шерстнёв, предваряя диалог, в очередной раз подчеркнул значимость малого и среднего бизнеса, который должен выходить на первый план в экономике региона.
— Сегодня ставится задача по созданию наиболее комфортных условий для реализации частной предпринимательской инициативы, прежде всего в тех направлениях, которые актуальны для каждого конкретного района или города, по устранению препятствий для развития предпринимательства, — отметил глава области.
В этот контекст логично вписывается поддержка предпринимателей, не успевших или не сумевших перестроиться в условиях запрета на реализацию продукции, ввезенной в страну без сопроводительных документов. Им в качестве альтернативы предложен ассортимент отечественного легпрома. Для обсуждения деталей сотрудничества, инициатив по совершенствованию делового климата в целом и была организована рабочая встреча одновременно с импровизированной выставкой товаров местных производителей.
Подключиться к программе лояльности
Для ее проведения выбрано ОАО «Знамя индустриализации». По поручению председателя облисполкома здесь вырабатывались своего рода модельные условия взаимодействия с представителями малого бизнеса. По словам директора фабрики Андрея Шамшуры, за 2015 год количество предпринимателей-партнеров выросло примерно в 4 раза до 18 субъектов, а объем реализованной ими продукции составил почти 440 млн рублей, причем более половины продано в IV квартале.
Сегодня предприятие готово к любым предложениям о сотрудничестве и способно учитывать пожелания предпринимателей даже при формировании производственной программы, при доработке существующих моделей и разработке новых образцов. Речь идет об организации потоков малых серий (от 40 единиц одной модели), в том числе по индивидуальным заказам. ИП предоставляется возможность разработать модель под свой заказ вместе с художником «ЗИ», спланировать выгодную для себя себестоимость. Для этого требуется лишь подать заявку за 2 месяца до начала производства, чтобы успеть собрать комплектующие.
Кроме того, «Знамя индустриализации» создало программу лояльности, включающую систему скидок, возможность применения отсрочки платежей, рекламную поддержку, доставку заказа, возврат нереализованных партий товара и др. Конечно, на начальном этапе фабрика отдает предпочтение предоплате, а убедившись в серьезности намерений партнера, с удовольствием предложит выгодные условия взаимодействия.
— Ваша позиция должна быть максимально гибкой и учитывать все нюансы, но необходимо активно привлечь к сотрудничеству предпринимателей, что в свою очередь и предприятию позволит диверсифицировать каналы реализации продукции, а значит, и увеличить продажи, — отметил Николай Шерстнёв, обращаясь ко всем присутствующим руководителям предприятий.
Двигаться вперед в новых условиях
Первый заместитель председателя «Беллегпрома» Вячеслав Мирусин заверил, что концерн готов к диалогу с предпринимателями, предлагает различные форматы взаимодействия и настраивает на это всех директоров. В 2015 году темп роста товарооборота с представителями малого бизнеса составил 122%, но это можно назвать начальным этапом. Сегодня у предпринимателей есть возможность заказывать отечественную продукцию через оптовые базы, на мелкооптовых складах, через интернет-представительства предприятий, есть потенциал для развития франчайзинга.
— Диалог с предпринимателями позволяет и нам лучше понимать направления для совершенствования, но всем надо отдавать отчет, что время конфронтации уже прошло, нужно двигаться вперед вместе в условиях, которые установлены государством, — отметил Вячеслав Мирусин.
Реагируя на одну из основных претензий предпринимательского сообщества по поводу ценового фактора, он пояснил, что ценообразование в легпроме во многом определяет структура затрат. Предприятия постоянно работают над снижением производственных издержек, ресурсы для этого есть, но они не безграничны. Вместе с тем средняя рентабельность продаж по концерну в 2015-м не превысила 10%, т. е. по маржинальности они не могут превзойти приобретаемый не совсем легально импортный товар. Отечественный легпром делает продукт сертифицированный и доступный по цене покупателю, уверен чиновник.
Итог встречи подвел помощник Президента — главный инспектор по Витебской области Александр Позняк, который отметил, что сегодня стоит задача по максимальному устранению препятствий в развитии малого бизнеса и организации эффективной работы на общий результат. Власти на местах должны создать все условия для активизации частной инициативы, в том числе наладить эффективный канал обратной связи, чтобы своевременно и в полном объеме учитывать мнение бизнеса при принятии решений.
Фото Сергея Антонова.