Вот уже четверть века деревня Литусово Сенненского района славится разнообразной ценной живностью, которую разводит фермерское хозяйство Александра Борисёнка. Как сегодня развивается необычный для придвинского края бизнес? Нашим собеседником и экскурсоводом по своим угодьям стала хозяйка усадьбы Екатерина Борисёнок.
Как все начиналось
Когда-то на месте нынешней зверофермы был лес. Причина выбора немного необычного места в том, что тогда законодательством не разрешалось выводить из обращения земли сельскохозяйственного назначения. Все было расчищено и выкорчевано, вскоре появились первые клетки для содержания животных, административное здание, кормокухня, другие постройки…
Первоначально зарегистрировавшись как арендный внутриколхозный коллектив, когда это стало возможным, поменяли форму собственности на частное унитарное фермерское хозяйство, потом первые два слова пришлось убрать, и сегодня это «просто» фермерское хозяйство Александра Борисёнка. Его составляет дружный коллектив из дюжины человек, половина которых осуществляет непосредственный уход за животными. Многие работники здесь трудятся практически с самого основания. Не чураются любой работы и сами хозяева, которые придерживаются принципа, что руководить можно только тогда, когда сам досконально разбираешься в специфике производства.
«Быть на плаву»
Приблизительно таким, уверены Борисёнки, должен быть девиз любого предпринимателя. По признанию Екатерины Викторовны, лет 5-6 назад звероферма работала с большим размахом. Поголовье норок доходило до 17 тыс. голов. Однако рынок меха нестабилен. Если несколько сезонов подряд он был хорошим, то в прошлом году произошел сильный обвал цен. К счастью, в Литусово уже был запланирован полный убой животных для проведения качественной дезинфекции клеток, поэтому мех удалось реализовать в октябре еще по старым ценам. А вот многим другим производителям пришлось продавать товар себе в убыток…
Кстати, фермерское хозяйство одним из первых в стране 8 лет назад стало выращивать исключительно импортного зверя, который гораздо дороже стоит и на которого переходят все основные рынки сбыта. Короткошерстные норки датской селекции сегодня пользуются большим спросом в России. Большое значение для качества меха имеет остевой волос, который у норки-иностранки короче, и подпушь набита сильнее. Он намного ценнее, однако и более капризный, деликатный. У отечественной самочки хорошим результатом является потомство в 5 детенышей, а у зарубежного зверя 3-4 щенка. Если бы наши хозяйства перешли хотя бы наполовину на этих животных, уверена Екатерина Борисёнок, не было бы проблем со сбытом на аукционе. Сейчас у них норки пока нет, но уже согласована с Министерством сельского хозяйства закупка в октябре-ноябре особей из пинского зверохозяйства.
Кстати, узнал интересный факт: оказывается, в Беларуси производится ненамного меньше меха, чем во всей России. Конкурентом гигантам-предприятиям Белкоопсоюза фермерское хозяйство Александра Борисёнка себя не считает, но у нас в области, к слову, оно единственное.
Поголовье норки продали, зато увеличили количество особей чернобурой лисы: за три года до 500 голов, завезли 100 песцов. Но все равно пока приходится трудиться в убыток, так как кормокухня рассчитана на 1,5-2 т корма, а сейчас для поголовья не требуется даже тысячи. А ведь затраты электроэнергии на работу холодильников от этого не уменьшаются.
«Большой изъян, что мы производители, а не торгаши: то, что сами производим, не можем нормально продать», — с грустью констатирует Екатерина Викторовна.
Экспериментаторы-энтузиасты
Хозяйство Александра Борисёнка разностороннее. За прошедшие годы перепробовали и то и другое. Предприимчивые хозяева интересуются разными направлениями бизнеса. Недавно были три вольера по 4 га с кабанами. Чистопородных голландских свиней скрещивали с дикими. В итоге получались полукровки, которые пользовались популярностью у покупателей. Эти гибриды были неприхотливы в еде, как и лесные сородичи, однако при этом от них получалось великолепное экологически чистое мясо с небольшой прослойкой сала.
Текущий год в экономике хозяйства выдался тяжелым. Пришлось забить всех кабанов, в том числе и в охотничьих угодьях. Это тоже большой урон, ведь столько трудов было вложено. Зато стало больше волков, лосей. Поэтому, уверены хозяева, всё удастся пережить.
Занимались и овцеводством, но в конце концов пришли к выводу, что это «не наше». Не тот пока менталитет у белорусов, которые привыкли к другим сортам мяса. Однако не исключено, что своя отара когда-нибудь появится снова.
Несколько лет разводили коз, но не удалось наладить сбыт ценнейшего, особенно для детей и пожилых людей, молока внутри страны из-за всевозможных бюрократических проволочек. Пришлось продать породистых животных украинским предпринимателям. А ведь во всей Беларуси не было коз таких кровей! Сейчас одна из первоочередных задач хозяйства — вернуться к этому виду деятельности. Ведь продаваемое молоко каждый день будет приносить осязаемую прибыль. Сейчас у нас открытая торговля с Россией, поэтому самое выгодное, просчитали Борисёнки, — разливать молоко в упаковки тетрапак и продавать его в частные магазины, к примеру, Смоленска. Проблема в том, что из-за африканской чумы границы многих европейских стран закрыты: элитных коз можно сейчас приобрести разве что в Америке. Рыночная цена козьего молока в Беларуси, как считает Екатерина Борисёнок, сегодня очень завышена. Когда литр стоит 50-70 тыс. рублей, это ненормально. По ее мнению, ориентиром должен служить повышающий коэффициент — 30% от стоимости коровьего.
После выдержки карантина в планах снова заняться свиноводством. Главное, чтобы вокруг не было новых очагов чумы.
На сегодняшний день наибольшую прибыль приносит питомник охотничьих лаек. Здесь содержатся 350 симпатичных четвероногих друзей, оглашающих округу при виде чужака заливистым лаем. И все самых лучших кровей! Этим бизнесом, совпадающим с хобби, не один десяток лет увлеченно занимается глава семьи, хорошо известный любителям охоты далеко за пределами Беларуси. Даже с Дальнего Востока приезжают покупатели породистых собак с безукоризненной родословной. Псы из Литусово регулярно занимают призовые места на всевозможных выставках и соревнованиях в России, Украине, странах Балтии.
В последнее время в фермерском хозяйстве всерьез задумались о создании собственного банка спермы лаек. Екатерина, по специальности ветеринарный врач, уже пару лет занимается искусственным осеменением лис и песцов (кстати единственная в стране), скрещивая для получения гибрида блюфрост эти два, казалось бы несовместимых вида.
Всегда испытываю симпатию к людям, которые находятся, как говорится, на своем месте. Будь то чиновник, механизатор, токарь или спортсмен. К таким предприимчивым, грамотным, обстоятельным людям, на которых держится и будет держаться благосостояние нашей страны, без колебания отнесу и фермеров Александра и Екатерину Борисёнков, которые с уверенностью глядят в будущее своего тяжелого, но вместе с тем такого увлекательного дела.