Новые возможности заказа услуг через мобильные приложения значительно либерализовали рынок такси, добавив комфорта пассажирам и ужесточив конкуренцию среди перевозчиков. Остается неизменным лишь желание отдельных компаний поиграть в прятки с государством, используя серые схемы налоговой оптимизации. Но они не учитывают очевидный факт — IT-технологии и налоговой службе позволяют видеть все.
Об этом шла речь на недавнем заседании общественного совета при областной налоговой инспекции. Поводом для обсуждения ситуации стали обращения перевозчиков автомобилями-такси по использованию кассового оборудования при онлайн-заказе услуги такси.
Практика работы компаний свидетельствует: клиенты предпочитают рассчитываться за услугу «безналом» через мобильное приложение сервиса. Тем не менее перевозчики вынуждены тратить деньги на приобретение и обслуживание платежных терминалов к кассовым суммирующим аппаратам (КСА) по приему наличных. Эти затраты в конечном итоге сказываются на конкурентоспособности организации. Рынок переполнен автомобилями без таксометров и КСА — конкуренты активно выстраивают бизнес на договоре фрахтования, т. е. аренды транспортного средства с экипажем.
Будут копать глубоко, широко и усердно
Значительное количество перевозчиков использует именно такую серую схему налоговой оптимизации. Начальник управления оперативных мероприятий ИМНС по Витебской области Олег Бакевич привел данные Министерства транспорта и коммуникаций: за 10 месяцев 2019 года в стране проверено более 4,3 тыс. автомобилей такси, выявлено около 3,3 тыс. нарушений законодательства. Основное из них — организации размещают на своих сайтах недействительную правовую информацию о якобы новом формате оказания пассажирам услуг по перевозке, основанном на договоре аренды транспортного средства с экипажем. Мол, в таком случае не требуется иметь, в частности, таксометр, страховку на транспортное средство и пассажиров и т. п., что сулит помимо прочего существенную минимизацию расходов. Еще нюанс: якобы любое лицо, осуществляющее заказ с помощью онлайн-сервиса, заключает договор фрахтования путем присоединения к публичной оферте на сайте.
По законодательству, такие сделки относятся к ничтожным и притворным.
Снижать затраты нужно всегда, когда это возможно, но без ущерба для бизнеса. И налоговая оптимизация должна быть в легальных рамках. Предпринимателю, который оптимизирует налоговую базу по-серому, не стоит забывать, что он — потенциальная мишень. Налоговики будут копать глубоко, широко и усердно, пока не зацепят ниточку, за которую смогут раскрыть все его хитрости.
— Сейчас мы разбираемся с субъектом хозяйствования, который наличием договора фрахта оправдывает отсутствие КСА и терминалов. К тому же пытается выставить виноватыми своих водителей. Наша позиция однозначна — ответственность должна нести организация. Мы настроены довести это дело до конца, и последствия будут очень серьезные. По сути, в таких ситуациях возможно использовать нормы Декрета №1: систематическое нарушение законодательства чревато ликвидацией подобных субъектов, — отметил начальник областной налоговой инспекции Валерий Лобацевич, мотивируя жесткость подходов обеспечением безопасности: в случае аварии договор фрахта не предусматривает ответственности владельца авто перед пассажиром.
Направить энергию на созидание
Сегодня законы, регулирующие перевозки пассажиров, трактуются однозначно: автомобили-такси должны быть оборудованы таксометрами и терминалами для приема наличных денежных средств. В этой ситуации гораздо выгоднее перестроить свой бизнес так, чтобы ни у кого не было повода придраться. Или поступить по примеру витебского ЧУП «АН-авто»: направить свой потенциал и энергию на корректировку законодательства.
По мнению Валерия Лобацевича, один из вариантов может быть такой. Предприятие предварительно уведомляет клиентов о работе исключительно по безналичному расчету, при этом у него отсутствует возможность перехода на наличные деньги. Если клиент, заказывая услугу, не привязывает банковскую карту к мобильному приложению для оплаты, то такси не приезжает.
Логика в позиции частного перевозчика есть, считает Валерий Лобацевич. Но могут возникнуть вопросы по соблюдению законодательства, регулирующего права потребителей. Для разработки предложений по корректировке законодательства члены общественного совета рекомендовали частному предприятию собрать пул единомышленников из числа конкурентов, которые на время должны стать соратниками. Вместе им следует заручиться поддержкой в профильном управлении облисполкома, наладить взаимодействие с общественными объединениями перевозчиков, чтобы отточить аргументацию и выходить на более высокие инстанции. Никто не скрывает — путь тернист и труден. Но, как известно, дорогу осилит идущий…
Фото Дмитрия ОСИПОВА.