Пока правительство и местные власти вырабатывают меры по адаптации отраслей к внешнему давлению и поддержке реального сектора экономики в процессе структурной трансформации экономики, менеджмент предприятий решает, что конкретно предпринять с учетом бизнес-модели каждого отдельного бизнесВ этой ситуации важно детально разобраться и понять, в чем проблемы и каковы будут последствия конкретно для сферы каждого субъекта в ближайшей и среднесрочной перспективе, изучить аналитику, составить логические цепочки прямого и косвенного влияния на экономику предприятия, продумать, как можно минимизировать потери или даже извлечь выгоду. Как реагируют витебские производители на кризисные явления, связанные с внешними санкциями, изучили «Витебские вести».
КУДА УХОДИТ КАБЕЛЬ
Для того, чтобы попытаться оценить, какие усилия предпринимает менеджмент ООО «ПО «Энергокомплект» для преодоления последствий действия санкционного пакета, стоит напомнить, что до недавнего времени более 90% производимой продукции объединение отгружало на рынки 25 стран. В числе партнеров компании есть представители Германии, Польши, Финляндии, стран Балтии, Украины. По словам заместителя генерального директора предприятия Аллы Савицкой, несмотря на текущую внешнеэкономическую обстановку, «Энергокомплект» работает в штатном режиме, сохраняет коллектив и не перестраивает графики работы. Безусловно, производитель столкнулся с проблемой переориентации экспортных потоков, переформатирования логистических схем и финансовых потоков. Однако по понятным причинам детали реализуемых управленческих решений остаются закрытой информацией. В этой связи технический руководитель проектов Андрей Голомуздов привел показательный случай. Известная телекоммуникационная кампания решила возвести крупнейший в стране парк солнечных батарей в Гомельской области, для которого требовалось около 800 км кабеля, и витебский производитель предложил сотрудничество. В итоге заказчик привез кабельную продукцию из Германии, а впоследствии выяснилось, что произведена она в Витебске.
На предприятии не сворачивает реализацию инвестиционная программа развития до 2035 года, предусматривающая значительный рост объемов производства и количества новых рабочих мест. Реагируя на новую реальность, «Энергокомплект» вносит в стратегию тактические корректировки. Так, одним из основных реализуемых в ближайшее время проектов должно стать создание производства сырья для собственных нужд. Для этого в производственном цеху №1 планируется установить индукционную тигельную электропечь для переплавки образующегося алюминиевого лома в алюминиевую заготовку (чурку). Из выплавленных чурок получают алюминиевый пруток диаметром 9,5 мм для последующего производства кабельной продукции.
Важно детально разобраться и понять, в чем проблемы и последствия конкретно для каждого предприятия в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Кроме того, скоро будет установлена новая высокопроизводительная экструзионная линия с SZ-скруткой для производства кабеля сечением до 6 кв. мм. Предприятие успело завести ее до санкций, а второй аналогичный комплект оборудования пока «застрял» в одной из европейских стран. Но на предприятии не опускают руки и не намерены пересматривать планы по модернизации, которые будут реализованы с ориентацией на рынки дружественных стран.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАРЯДКИ
Более 5 лет ОАО «Витязь» занимается разработкой и производством электрозарядных станций, активно участвуя в формировании нового рынка зарядной инфраструктуры для инновационного транспорта. До недавнего времени местный рынок электромобилей фокусировался на западноевропейском направлении, что задавало параметры для разработки решений по зарядным станциям. Однако события первой половины 2022 года внесли существенные коррективы в развитие локального рынка электрокаров, что потребовало адекватной модернизации зарядной инфраструктуры. Белорусы стали отдавать предпочтение бюджетным китайским электромобилям, которые имеют свою специфику и, прежде всего, собственный зарядный стандарт GB/T постоянного тока.
Оперативно реагируя на рыночную ситуацию, «Витязь» первым на постсоветском пространстве освоил выпуск зарядной станции под китайский стандарт. Работа велась по запросу национального оператора сети электрозаправочных станций Malanka, с которым «Витязь» активно взаимодействует. Фактически речь идет о технологическом развороте на 180 градусов, причем в сжатые сроки. Совершать подобные трансформации в нынешней сложной ситуации по силам предприятиям с высоким потенциалом.
Разработка базируется на существующих моделях, при этом производитель модернизировал электронную «начинку» станции, а также разработал новый внешний дизайн изделия. Порты китайского стандарта несовместимы с портами европейского стандарта и имеют отличия в конструктивной и электронной части, пояснил главный инженер предприятия Владислав Павленко. Уже налажено производство электрозарядной станции мощностью 90 кВт, тема получит дальнейшее развитие за счет разработки еще одной модели на 50 кВт.
Параллельно «Витязь» адаптирует модельный ряд электрозаправок под технические характеристики и стандарты российского рынка. Минимальная конфигурация зарядной станции должна включать не менее трех коннекторов постоянного тока с обязательным наличием разъема GB/T. Также должна быть предусмотрена возможность одновременной зарядки не менее двух единиц электротранспорта с динамической балансировкой выдаваемой мощности (распределением мощности для оптимизации и ускорения процесса зарядки), пояснил главный инженер.
Фото автора.