В феврале 2018-го началась реорганизация Ушачского райпотребсоюза, зона обслуживания которого значительно расширилась за счет соседних регионов. Сначала к нему присоединили торговые объекты Полоцкого и Шумилинского районов, затем Глубокского, а в декабре — Миорского. Работу по реорганизации возглавила председатель правления Ушачского райпо Лилия Долгая. Сегодня, спустя год, можно подвести первые итоги перезагрузки.
Как рассказала Лилия Долгая, хлопот, конечно, прибавилось. Если прежде в ведении районной потребкооперации было 52 магазина, то сейчас – 88. Организовали обслуживание жителей малых сельских населенных пунктов Полоцкого района автомагазинами.
Увеличился так называемый рукав перевозки. Чтобы сэкономить на доставке товара, взяли в аренду склады в Полоцке. Магазины на колесах обслуживают всю территорию Ушачского и Полоцкого районов.
– Порой приходится ездить в населенные пункты, где проживают и один-два человека. Потребкооперация выполняет важнейшую социальную функцию. Пока сетевики и частный бизнес не рвутся заменить райпо в этом направлении. Специалисты подсчитали, что расходы транспорта в издержках торговли составляют около 10%. Чтобы их сократить и осуществлять контроль за своевременностью доставки продуктов жителям отдаленных деревень, мы поставили на все автомагазины навигаторы. И это дало небольшую, но экономию, – поясняет Лилия Альбиновна.
Водители сами приветствовали новшества, так как заинтересованы в сокращении времени на погрузку и разгрузку, доставку товара. От этого зависит их премия.
Считать приходится каждую копейку и искать прогрессивные методы работы. Лилия Долгая – старожил потребкооперации, работает в этой системе с 1994 года и хорошо понимает: если не идти в ногу со временем, можно остаться далеко позади.
К банкротству некоторых райпо на Витебщине привели многие обстоятельства, есть в этом и объективные причины.
Но другие, оказавшись в таких же экономических реалиях, смогли не только выжить, но и взвалить на свои плечи чужую ношу.
Лилия Альбиновна говорит, что не раздумывая согласилась на расширение зоны обслуживания Ушачского райпо, и результаты года свидетельствуют о том, что с поставленной задачей коллектив справился. Темпы роста розничного товарооборота превысили прогнозные. По этому показателю Ушачи занимают второе место после Бешенкович.
Выросли рентабельность продаж, экспорт товаров, снизились энергорасходы. Только Ушачское и Лепельское райпо сохранили оборотные средства. Прибыль по итогам 2018 года составила около 200 тыс. рублей.
К такому результату коллектив ушачских кооператоров пришел не по мановению волшебной палочки. Пришлось немало потрудиться. В частности, внедрять активные формы работы, проводить маркетинговые мероприятия, модернизировать торговые объекты.
Всплеск товарооборота дал перевод магазинов в агрогородках на самообслуживание.
Кстати, по продаже товаров на одного жителя района Ушачское райпо на третьем месте в системе облпотребсоюза, а по реализации продуктов собственного производства – на первом.
Самый ходовой товар – хлеб. Местный хлебозавод работает с прибылью, его продукция не залеживается на прилавках, хотя у покупателей есть на выбор изделия других производителей.
Недавно на заводе установили новые энергоэффективные термомасляные печи для производства подовых хлебов и булочных изделий. В планах заменить еще одну печь.
Из собственной продукции пользуются спросом квашеная капуста, соленые огурцы, моченые яблоки, которые идут и на экспорт.
Генератором идей, по словам Лилии Долгой, выступает весь коллектив. Так, появилась задумка готовить в райцентре настоящую пиццу. Купили специальную печь, установили ее в кафе быстрого питания, и теперь популярные у многих «Папараць-кветка» или «Сытная» готовятся на глазах у посетителей.
Покупатели могут также добавить ингредиенты по своему усмотрению. В Ушачах можно поесть и роллов. Придорожный объект в Сорочино в ближайшем будущем перепрофилируют под кафе «Еда плюс кофе». А магазин «Центральный» станет работать по формату «Про запас». То есть если покупатель берет несколько одинаковых товаров, получает солидную скидку.
Важная тема – цена. Лилия Долгая убеждена, что она должна быть конкурентной. Работники райпо постоянно мониторят стоимость товаров в предприятиях других форм собственности и компетентно могут заявить, что в магазинах потребкооперации она не выше, а на некоторые продукты и ниже. Например, свинина дешевле в магазинах райпо, чем у конкурентов. Это за счет того, что в райпо есть свой скотоубойный пункт, и мясо закупается живым весом.
Пока из сетевиков в Ушачи пришел только «Доброном», но на этот год запланировано строительство двух торговых центров.
Руководитель райпо говорит, что не боится конкуренции, более того, считает, что она стимулирует, не дает успокаиваться на достигнутом. Не разделяет Лилия Альбиновна и пессимистическое мнение, что потребкооперация себя изжила.
Ушачские кооператоры доказывают, что есть у нее перспективы развития. Это хозяйственная система универсального типа, включающая предприятия торговли, общественного питания, выпускающая разнообразные потребительские товары и оказывающая услуги населению.
При этом деятельность потребительской кооперации носит социальную направленность, это касается торгового обслуживания жителей малых сельских населенных пунктов, закупок излишков сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у граждан. На сегодняшний день в этом ей нет альтернативы.