Командировка в Россоны выпала как раз на пик январских морозов. Озеро Россоно было сковано толстой ледяной броней, над которой гулял такой колючий ветер, что ни одного рыбака и силой к проруби не загонишь. И все же два человека даже приминус 20 градусах сосредоточенно занимались добычей. Но не рыбы, а мотыля.
С недавних пор этим промыслом на Россонщине официально занимаются уже не частники. Летом был объявлен конкурс на право добычи мотыля. И в нем неожиданно для многих приняло участие и выиграло Россонское ПМС.
— На одной мелиорации много денег не заработаешь, а промышленный лов рыбы — деятельность сезонная. Зимой приходилось простаивать. Поэтому, когда предложили поучаствовать в конкурсе, решили: а почему бы и нет? — так объяснил свои мотивы молодой и прогрессивный руководитель предприятия Михаил Шахалай. — Предварительно пообщался со специалистами, которые объяснили, что и как. Взял в штат Константина Зубовича, который сейчас является менеджером по сбыту и в целом организует весь процесс. А сезонных работников набираем в зависимости от объема заказа — до 15 человек.
Пока что экспорт составляет 40%, поскольку потребность в данном товаре и на внутреннем рынке высокая. Но в дальнейшем Михаил Шахалай планирует наращивать поставки за рубеж.
Добыча исключительно под заказ объясняется тем, что скоропортящийся товар нужно быстро реализовывать. На базе предприятия мотыля только очищают, взвешивают, упаковывают и сразу передают заказчику по принципу самовывоза. Зарубежным покупателям помогают с оформлением сопроводительных документов.
Вообще добыча мотыля может вестись с 1 ноября по 1 апреля. Но реально, конечно, она ориентирована на состояние льда (хотя некоторые коллеги работают даже на плотах) и погоду. Зима нынче совсем не способствовала: то слишком тепло, то крещенские морозы ударили, то снова оттепель. Кроме того, играет роль и день недели: в выходные и накануне их заказов больше, поскольку на рыбалку массово ездят именно в такое время.
Тем не менее, за небольшое количество рабочих дней было добыто 4 тонны мотыля, самый крупный заказ составил 180 кг. А по окончании сезона Михаил Шахалай планирует добыть 8 тонн, если с погодой повезет.
Кстати, немаловажно и то, что полученную от данной деятельности прибыль директор намерен направить на организацию еще одного вида бизнеса — деревообработки.
— Когда-то на территории предприятия работала пилорама, — рассказал он. — Она сохранилась, но нуждается в модернизации. Первым делом планируем приобрести ленточную пилораму, которая по производительности выше и качество готовой продукции лучше. И еще станок для шлифования доски. Многие предприятия уделяют внимание собственному строительству. Свой товар — доску обрезную, окна, дверные коробки — мы можем обменивать на нужные нам комплектующие. Например, с заводом «Инвет» есть договоренность: мы им доску — они нам дренажные трубы. То же самое с другими нашими снабженческими организациями.
Идей и задумок у Михаила Шахалая множество. Сразу видно инициативного человека, который не пасует перед трудностями. А их постоянно подкидывает если не природа, то окружающие люди. Например, как посетовал Константин Зубович, конкуренцию составляют нечестные игроки на рынке — те, кто контрабандой добывает мотыля на лесных озерах. Если ПМС реализует улов по 180-250 тысяч рублей за килограмм, то они могут себе позволить и заниженные цены, которые, конечно, больше устраивают закупщиков.
Об этом Константин рассказал, когда мы приближались по толстому льду озера к двум прорубям. Через них в темную глубь на длинных шестах добытчики опускали металлическую сетку и спустя некоторое время доставали либо пустую, либо с мелкими красными личинками.
— И вот это мотыль? — удивилась я. — Признаться, представляла его совершенно иначе, особенно с учетом стоимости.
Дальше я узнала много интересного о том, что это излюбленное лакомство практически любой рыбы, поэтому гарантирует отличный клев. А еще мотыля высушивают и изготавливают сухой корм для аквариумных рыб.
— Из-за этого он так ценится, и поэтому его добыча для меня — один из немногих способов заработать в Россонах зимой, — объяснил свою готовность в мороз до пяти часов провести на озере работник Виталий (на фото). Это уже его второй сезон, и мужчина наловчился определять, в какую сторону относит мотыля и где делать прорубь. Но этими нюансами ремесла делиться не стал — кому надо, тот и сам знает.
Угостившись горячим чаем из термоса (обязательная часть экипировки при такой работе), мы пожелали ребятам удачного лова и отправились в обратную дорогу.