В текущем году исполнение бюджета идет по оптимистичному сценарию. По предварительным данным, за 9 месяцев в местную казну поступит более 1,2 млрд рублей, что на 16% больше, чем за аналогичный период годом ранее, прибавка превысит 170 млн руб. Однако задачи по экономному расходованию ресурсов, максимальному привлечению собственных доходов сохраняют актуальность.
Меры по увеличению вклада в обеспечение устойчивого социально-экономического развития районов и в целом Витебщины рассмотрены на заседании президиума областного Совета депутатов. Как отметил заместитель председателя обл-совета Александр Христофоров, акцент необходимо сделать на эффективной работе предприятий и комплексе вопросов, связанных с трудовыми отношениями, в том числе полноте и своевременности выплаты зарплаты, легализации теневых доходов, дисциплине расчетов с бюджетом, особенно по подоходному налогу.
НАЛОГОВЫЕ БУДНИ
По информации начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Витебской области Валерия Лобацевича, увеличение поступлений доходов обеспечено всеми районами, за исключением Бешенковичского. При этом в 6 районах платежи возросли более чем на 20%. Также отмечается рост по основным доходным источникам, в том числе по налогу на прибыль, на доходы, НДС.
Он напомнил, что треть доходов местного бюджета формирует подоходный налог. Платежи по нему возросли на 15% к уровню 2020 года при росте зарплаты в области на 13% (здесь и далее информация за 6 месяцев 2021 года). Эта тенденция обусловлена совместной работой налоговиков и местных властей по легализации зарплат, при этом в районах есть и резервы, привлечение которых позволит еще больше увеличить бюджет. Например, достигнуты положительные результаты в работе с организациями, выплачивающими зарплаты ниже минимально гарантированного уровня либо не выплачивающими ее вовсе. С 2019 года их количество снизилось более чем в 3 раза. Сегодня таковых около 740 субъектов, а это более 2,5 тыс. работников.
Особое внимание налоговая служба уделяет пресечению выплат зарплаты в конверте. Нынче инспекции выявили 17 таких фактов, дополнительно предъявлено к уплате 748 тыс. руб. подоходного налога.
Кроме того, значительным резервом для местного бюджета остается сумма задолженности по подоходному налогу, которая составляет почти 1,5 млн руб. Всего по области более 30 должников, половина из них – сельхозорганизации. При этом проводимые налоговиками мероприятия позволили снизить этот показатель почти на 1,4 млн рублей.
В целом ликвидация задолженности по всем налогам позволила бы получить дополнительно в бюджет около 70 млн рублей, что стало бы хорошим подспорьем для местных властей в финансировании мероприятий по социально-экономическому развитию регионов.
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ
Начальник главного финансового управления облисполкома Геннадий Гребнев подробнее остановился на неналоговых платежах. Они являются реальным источником дополнительных бюджетных доходов в условиях неизменной налоговой нагрузки. Например, поступления от сдачи в аренду коммунального имущества хотя и возросли на 24%, но потенциал этого источника далеко не исчерпан с учетом того, что долги арендаторов растут, а также более 7% коммунальных активов пока не используются, отметил главный финансист области.
Перспективным направлением пополнения казны за счет более эффективного использования госимущества является продажа в частную собственность земельных участков и права ее аренды. Задание для регионов должно быть напряженнее, а позиция райисполкомов — более активной, уверен Геннадий Иванович.
Одной из самых сложных задач второй год подряд остается поиск дополнительных ресурсов для здравоохранения в связи с эпидемиологической ситуацией. Увеличение расходов на финансирование отрасли в первом полугодии обеспечено, в основном, за счет перераспределения средств на оплату труда и других внутриотраслевых расходов, констатировал руководитель финансовой службы. В целом расходы, связанные с противодействием распространению инфекции, оцениваются в 150 млн рублей.
Для качественного завершения бюджетного 2021 года необходимо задействовать все резервы – внеплановые доходы, накопленные остатки, средства резервных фондов, перераспределение ресурсов с других направлений. До конца года следует минимизировать кредиторскую задолженность местных бюджетов, просроченную задолженность организаций по средствам, предоставленным местным бюджетом на возвратной основе.