Почему большевики изначально проигнорировали белорусскую идею, рассказал в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА доцент кафедры истории южных и западных славян БГУ кандидат исторических наук Сергей Александрович.
Рассуждая о большевиках, которые действовали на территории Беларуси, Сергей Александрович отметил: "Допустим, Николай Рогозинский, который впоследствии стал первым председателем областного исполнительного комитета Западной области и фронта, - он из Курской губернии, правда, закончил Полоцкий кадетский корпус, хоть какое-то отношение к Беларуси имеет. А другие большевики: Александр Мясников (настоящая фамилия Мясникян) - армянин, уроженец Ростова на Дону, Карл Ландер - латыш, Вильгельм Кнорин (Кнориньш) - латыш, Иван Алибегов - грузинского происхождения. Кстати, все имена - на улицах Минска. Все это большевики, это члены РСДРП(б), которые оказались у нас, на Западном фронте, в основном младшими офицерами, прапорщиками, и вели активную большевистскую пропаганду, активно участвовали в революционных событиях".
"Это были не белорусы, белорусские национальные идеи им были не то, что чужды, но, может быть, они даже их и не воспринимали их всерьез. Они считали, что должен вспыхнуть пожар мировой революции, и впоследствии, когда они займут руководящие посты у нас в Беларуси, можно будет увидеть их политику. Что не нужно ничего делать с белорусскими землями, не нужно их как-то самоопределять, создавать какую-то административную или автономную единицу для того, чтобы она дальше развивалась - в рамках России или не в рамках России. Они твердо исполняли требования из центра, иногда даже перегибали палку в отношении этих требований и считали, что никакого самоопределения белорусов здесь быть не должно", - сказал историк.
Сергей Александрович добавил: "С другой стороны, их можно понять: главной проблемой большевиков, которых я назвал, был Западный фронт".