Министерство промышленности и торговли Российской Федерации включило товары 10 белорусских предприятий в реестр продукции, производимой в государстве — члене ЕАЭС. Наравне с заводами-титанами «МАЗ», «Амкодор», «Камволь» в списке и флагман отечественнойтекстильной индустрии — ОАО «Витебские ковры».
Это дает право витебскому предприятию не только участвовать в государственных закупках, проводимых в России, и продавать там свои изделия, но и целенаправленно делать их под заказчика. Ведь это приносит хорошую прибыль, стабильную загрузку мощностей, а значит, и зарплату работникам.
Не удалось спутать планы комбината и пандемии COVID-19. На заводе шутят: коронавирус выбрал удачное время. Имеется в виду, что весенне-летний период на «Витебских коврах» не сезон. В это время все уходят в отпуск и даже на несколько дней могут остановить производство. Другое дело осень! Сейчас самая жаркая пора, когда спрос на ковры колоссальный. Четвертый квартал, отмечает директор ОАО «Витебские ковры» Елена Чеботарёва, по выручке сопоставим с первым полугодием.
Удачным, а главное свое-временным, оказался и инновационный проект, запущенный в августе прошлого года. Его стоимость – 15 млн рублей. На комбинате наладили производство отечественных нитей для ковровых изделий. Ранее нить закупали за пределами страны, причем за валюту. А от момента заказа до его поставки на предприятие могло пройти три месяца. Если опять вспомнить ситуацию с коронавирусом, закрывшим границы, сырье могло бы поступить и гораздо позже. А без него, понятное дело, ковер не соткать.
– Технология производства полипропиленовых нитей позволила нам уйти от валютных рисков, – отмечает главный инженер предприятия Виталий Попов. – Ранее нить мы брали за валютные средства, а сейчас производим у себя на площадке. Покупаем только сырье в России, но, собственно, туда же у нас идет практически весь экспорт. То есть в обоих направлениях работаем с российским рублем.
Кстати, «Витебские ковры» – одно из немногих предприятий на постсоветском пространстве, где освоили одновременно выпуск и прошивных, и тканых ковров. Обычно комбинаты работают только по одному виду. Тут же возросла конкурентоспособность. И это позволяет завоевывать новые рынки сбыта, среди которых Россия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и страны Евросоюза. А среднегодовая выручка по экспорту составляет порядка 50 млн долларов.
Для стран Азии художники комбината специально разрабатывают особенные рисунки. Например, если белорусы стали все чаще выбирать однотонные покрытия, казахи, наоборот, отдают предпочтение нестандартным сочетаниям и графическому креативу.
Еще одно необычное направление – ковры-портреты. Их делают на заказ с фотографии. Такие, кстати, в разное время презентовали Александру Лукашенко, Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, Уго Чавесу, Жоресу Алфёрову, послам и министрам разных стран.
Мнение о том, что ковры – это отголосок советского прошлого, на предприятии категорически не поддерживают. И подкрепляют свои слова цифрами. Например, в 1988 году витебчане изготовили 12,5 тыс. кв. метров. А в 2019-м – вдвое больше. И все это ушло на продажу, а не на склад. Конечно, чтобы увеличить мощности, модернизировали производство. 40 ткацких станков сегодня успешно заменяют всего 13. Производительность у новых – в пять раз выше: 25 – 30 кв. м в час. Есть и необычная установка: гигантский печатный агрегат, напоминающий струйный принтер. За один проход он наносит рисунок на покрытие в 25 кв. м.
Между советскими коврами и современными одна лишь разница – цена. В конце прошлого века покупали один ковер и на всю жизнь. Его дарили на новоселье и в качестве приданого отдавали жениху вместе с невестой. Могли даже обменять на цветной телевизор! Сегодня же этот товар доступен каждому. И даже, если хотите, отличная игрушка для ребенка. Дизайнеры предприятия разработали детскую коллекцию, где изображены замысловатые дороги для мальчиков и схемы-дома для девочек.
Витебские ковры лежат в разных посольствах, музеях, в Администрации Президента Беларуси и московском Кремле.А несколько лет назад их расстилалив самолетах одной известной авиакомпании.
Елена МЕДВЕЦКАЯ, Витебск. Фото автора.