Еще пару месяцев назад на самой масштабной стройке Витебска –путепроводе «Полоцкий» – с трудом угадывались очертания задуманного архитекторами проекта. Сегодня уже различим его «скелет» – 400-метровый мост с шестью полосами движения и трамвайными путями посередине, развязки-бабочки со стороны улиц Титова и Космонавтов. Корреспонденты vitvesti.by узнали, как продвигается реконструкция важнейшей транспортной артерии областного центра.
На объекте нас встречает начальник отдела технического надзора УКСа Витебского облисполкома Михаил Казуров. Управление капитального строительства – заказчик на данном объекте. На подряде – Витебский филиал МСУ №5 и Гродненский филиал МСУ №7 – структурные подразделения ОАО «Мостострой».
– Стройка многоплановая, работаем слажено и быстро, – отмечает Михаил Юрьевич. – Параллельно ведутся строительные работы на различных участках, на объекте постоянно задействовано около 70 специалистов, более 20 единиц техники. Сделано немало, но предстоит намного больше. «Скелет» путепровода только вырисовывается, и это примерно 15% готовности объекта. Впрочем, финансирование стабильно, специалистов достаточно. Поэтому планируем к концу 2020 года запустить через путепровод первый транспорт.
Сметная стоимость объекта в действующих ценах порядка 115 млн. Деньги это немалые, поэтому наравне со средствами из областного и республиканского бюджетов привлекаются кредитные ресурсы.
По словам Михаила Казурова, в нынешнем году планируется закончить возведение опор и монтаж пролетных строений со стороны улиц Космонавтов и Титова, проложить отдельные стрелочные переводы для промежуточных опор в междупутье железной дороги, построить 80% железобетонных подпорных стен, закончить вертикальную планировку грунта с двух сторон путепровода.
После недавнего закрытия части улицы Титова на стройплощадке закипела работа по возведению промежуточных опор моста, срезано асфальтобетонное покрытие. К слову, асфальт будет повторно использоваться для строительных нужд в городе.
Основная нагрузка сейчас на бетонщиках, сварщиках и арматурщиках, которые делают свайные фундаменты опор – кусты из восьми свай, глубина погружения которых от 10 до 13 метров. На каждую сваю требуется около 10 кубов бетона и сотни метров 2-3-сантиметровой арматуры. Всего предстоит возвести 45 промежуточных опор, которые и будут держать мост. Пока готовы 9.
Активно переустраиваются инженерные сети, которых на объекте немало. Только линий связи 2,5 километра! Демонтирован старый и проложен новый газопровод.
– Все это делается поэтапно с соблюдением требований безопасности, чтобы не прервать снабжение потребителей, – отмечает Михаил Казуров.– До начала сентября завершим перенос почти всех инженерных сетей и коммуникаций. Уже решен вопрос со сносом девяти жилых домов, части складских помещений комбината хлебопродуктов. В ближайшее время уберем небольшую пристройку станции скорой помощи, которая, как установила специальная комиссия, не является историко-культурной ценностью. Полностью демонтированы 30-тонные пролетные строения и устои старого путепровода. В междупутье остались две промежуточные опоры, которые будут демонтированы одновременно с возведением новых. Старые железобетонные конструкции раздроблены, металлолом отделен от бетона с помощью гидравлических ножниц. Лом сдается на переработку, а бетон, подтвердивший в лабораторных испытаниях достаточную прочность, – повторно используется в подстилающих слоях под подпорными стенами. Вместо дорогостоящего привозного гранитного щебня.
Большая работа, которую строители планируют завершить за лето, – переустройство железнодорожных путей. Ведь прежде чем приступить к устройству фундаментов в междупутье нужно перенести стрелочные переводы, инженерные сети, причем без перерывов в движении поездов.
Михаил Юрьевич показывает нам, как отсыпается земляное полотно для будущего заезда на путепровод со стороны улицы Космонавтов. Грунт почти не завозят – хватает того, что остался от старой насыпи. Интересно, что даже тротуарная плитка, уложенная здесь раньше, получила вторую жизнь: ее аккуратно разобрали и использовали для ремонта покрытия привокзальной площади. Чуть подальше – фундамент для подпорных стен насыпи, угадываются и очертания будущего пешеходного перехода.
– Только не называйте его подземным! Ничего копать мы не станем, – замечает наш «экскурсовод». – Переход будет под дорожным полотном, поднимающимся на путепровод. Прежде чем делать насыпь, в ней будет устроен своеобразный каркас на подпорных стенах. Образуется проем шириной 24 метра, через который смогут проходить пешеходы к автостоянке под металлическими перекрытиями дорожно-мостового полотна. Под основными пролетными строениями будет около 20 мест для автобусов и не менее 50 – для автомобилей.
С осторожностью переходим через железнодорожные пути на закрытый для транспорта участок улицы Титова. Но невольно задерживаемся возле старых опор моста, которые пока не убраны. Бетон на них оголился, и выступила ржавая арматура. Она крошится в руках! А ведь еще недавно эти опоры держали центральную часть старого путепровода…
>
На другой стороне стройки работают буровые установки. Вскоре здесь будут заложены фундаменты для новых опор.
– Проект продуманный, удобный для людей, – прощаясь с нами, говорит Михаил Казуров. – Будем работать, отступать некуда.
Что ж, удачи, строители! Витебск ждет.
Фото Дмитрия ОСИПОВА