Белорусская атомная электрическая станция – не просто амбициозный проект молодого суверенного государства, свидетельство его огромных возможностей. Это вопрос экономической и политической независимости нашей страны. Строительство ведется открыто, в плановом режиме, при абсолютном соблюдении норм международного права. Белорусская сторона в полной мере осознает ответственность и гарантирует миру, в том числе ближайшим соседям, безопасность БелАЭС.
Однако с самого начала против строительства станции активно выступает Литва. Основные претензии – близость атомного энергообъекта к ее государственной границе и столице, а также то обстоятельство, что проект БелАЭС якобы не соответствует требованиям Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в финском Эспо. Беларусь, уверенная в своей правоте, спокойно, терпеливо и аргументированно отвечает на все вопросы соседей.
На рынке атомного проектирования Россия является безусловным лидером, занимая долю в 40%.
Для возведения Белорусской атомной электростанции был выбран российский проект «три плюс» «АЭС-2006» повышенной надежности и безопасности. В нем сконцентрированы все достоинства предыдущих российских разработок, получивших высокую оценку специалистов и мировой общественности. Их использовали при возведении станций в Болгарии, Индии, Китае. С ними Россия побеждала в международных конкурсах на строительство атомных электростанций в Турции, Венгрии, Финляндии и Бангладеш, причем в состязании с крупнейшими реакторостроительными компаниями мира. В самой России по проекту «АЭС-2006» в данный момент осуществляется строительство новых блоков Нововоронежской и Ленинградской станций.
Проект соответствует нормам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), отличается повышенной безопасностью и улучшенными технико-экономическими показателями, а по ряду из них превосходит существующие в мире аналоги. Строительство БелАЭС осуществляется в строгом соответствии с проектом и под контролем Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси, а также МАГАТЭ. Системы безопасности, применяемые на БелАЭС, уникальны.
Анализ, проведенный специалистами, показал, что в случае, если бы на японской атомной станции «Фукусима» были использованы системы, аналогичные предусмотренным проектом «АЭС-2006», аварии подобного масштаба удалось бы избежать даже при одновременном воздействии землетрясения и цунами. Двойная защитная оболочка реактора, ловушка расплава топлива, система подавления водорода и другие технологические особенности проекта исключают возможность развития чрезвычайных ситуаций по японскому сценарию.
Кроме того, международное обсуждение отчета об оценке воздействия БелАЭС на окружающую среду, предусмотренное Конвенцией Эспо, проведено своевременно. Таким образом, Беларусь реализует проект строительства атомной станции в полном соответствии с нормами международного права.
Однако Литва продолжает утверждать обратное. Что касается расстояния от БелАЭС до Вильнюса, то МАГАТЭ не устанавливает на этот счет каких-либо требований. В 14 странах Европы работают 132 блока атомных станций, расположенных невдалеке от крупных городов. Именно требованиями ядерной безопасности продиктована необходимость размещения БелАЭС там, где она сейчас строится, – недалеко от города Островец Гродненской области. Литовскую сторону неоднократно информировали, почему Беларусь отказалась строить станцию на одной из предполагаемых площадок в Могилевской области: опасность образования в грунте мелованного карста.
Получала Литва исчерпывающую информацию и в отношении сейсмологической безопасности. Проект «АЭС-2006» позволяет станции (расположенной, впрочем, в асейсмичном районе) переносить землетрясение в 8 баллов. Давались ответы, в том числе на литовском языке, и по поводу реки Вилии, воды которой будут использоваться только для подпитки охлаждающей системы станции. Ко всему прочему отмечалось, что корпус реактора выдержит прямое падение самолета.
Продолжается сотрудничество Беларуси с МАГАТЭ. Министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик заявил:
— Мы твердо намерены в тесном взаимодействии с МАГАТЭ создать безопасную, экологически чистую и экономически эффективную отрасль – атомную энергетику, которая будет служить дальнейшему поступательному развитию нашей страны.
Впереди – ряд оценочных и экспертных миссий международной организации, в том числе по рассмотрению эксплуатационной безопасности, вопросам управления финансовыми рисками, обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом и др.
Проявляя спокойствие и выдержку, Беларусь отвечает на все вопросы Литвы. Между тем в странах Балтии прозвучало предложение бойкотировать электроэнергию от будущей станции. Однако при проектировании электрической схемы выдачи мощности Белорусской АЭС учитывались два возможных варианта: с сохранением ныне действующих синхронных связей между энергосистемами Беларуси и Литвы и с отключением. Во втором случае электроэнергия, выработанная на АЭС, станет обеспечивать в основном внутреннее потребление нашей страны. Экспорт электроэнергии будет обусловлен экономической целесообразностью при наличии свободных мощностей. Энергосистема Беларуси связана не только с Литвой – межгосударственные линии соединяются также с Россией и Украиной.
Не осталась без внимания эта тема и во время недавнего «Большого разговора с Президентом», где Александр Лукашенко прямо сказал: вопрос о строительстве БелАЭС не нужно политизировать. Глава белорусского государства подчеркнул, что станцию возводит Россия – ядерная страна. И в ее интересах построить так, чтобы продемонстрировать новое поколение атомных станций – самое безопасное. Мы же заинтересованы в безопасности АЭС больше, чем кто-либо, – после пережитого Чернобыля.
Беларусь открыта для соседей и всего мира и всегда готова к ведению конструктивного диалога по всем аспектам реализации проекта и послепроектного анализа. Необходимо только, чтобы другая сторона готова была нас услышать.
Фото из архива «ВВ».