О ценовой ситуации на потребительском рынке Витебской области, о том, как отслеживается динамика цен, в интервью «Витебским вестям» рассказала член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, начальник главного управления торговли и услуг облисполкома Ирина Левкович.
– Какова текущая ситуация с ценами в Витебской области и какие тенденции можно выделить?
– В непростых условиях, с которыми столкнулась отрасль в 2020 году из-за пандемии коронавируса и в которых отчасти продолжает работать в текущем году, первостепенными задачами были и остаются бесперебойное обеспечение населения продуктами питания и товарами первой необходимости по доступным ценам, недопущение дефицита. Считаю, что с этими задачами мы справляемся.
Необходимо отметить, что за январь – май 2021-го на Витебщине цены на основные социально-значимые товары выросли в меньшей степени, чем в других областях страны. Как свидетельствует статистика, индекс потребительских цен сложился на уровне 104,7%. Это самый низкий темп роста среди регионов. Для сравнения: в целом по стране он составил 105,2%.
Если вспомнить о ценовой ситуации пандемийного 2020-го (по итогам года прирост потребительских цен на товары составил 7,3%), то значительное влияние на ее развитие оказали увеличение мировых цен на продовольствие, изменение курсов иностранных валют по отношению к белорусскому рублю и повышенный спрос на отдельные товары, особенно те, которые не производятся в Беларуси. Как результат, больше всего тогда подорожали импортные и товары с высокой импортной составляющей (рыба и рыбопродукты, растительное масло, гречневая крупа, рис, чай, кофе, фрукты, теле-, радио- и электротовары, синтетические моющие средства).
В текущем году, к сожалению, сохраняется рост мировых цен на продукты питания. Это требует от правительства Беларуси принятия грамотных, взвешенных мер реагирования для сохранения стабильности на потребительском рынке страны.
Например, в марте текущего года значительное увеличение контрактных цен на растительное масло (оно входит в перечень товаров критического импорта) привело к его удорожанию. При таких обстоятельствах для обеспечения потребности населения в этом продукте Комиссия по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь решила ограничить возможность повышения цен на растительное масло (кроме оливкового) не более чем на 15%. Это касается субъектов хозяйствования, которые его ввозят и реализуют на внутреннем рынке. Сегодня роста цен на растительное масло не наблюдается.
Точно так же, чтобы не допустить убыточности производства детского питания, хлеба и хлебобулочных изделий и их дефицита на рынке, комиссия в июне 2021-го разрешила увеличить цены на данные группы товаров на 4% и 4,9% соответственно, при этом отсчет ведется от уровня цен, действовавших на 28 февраля текущего года.
— Ирина Петровна, давайте поясним читателям, для чего в принципе контролируются цены?
— Основная цель, которую преследует государство, — обеспечить потребительский рынок широким ассортиментом по доступным ценам и не допустить при этом необоснованного удорожания товаров.
В этой связи для главного управления торговли и услуг облисполкома, органов власти на местах основными направлениями деятельности являются ежедневный контроль над обстановкой в торговой сети регионов, организация четкого взаимодействия с производителями и торговыми предприятиями по вопросам поставки товаров, а также оперативное реагирование на любые негативные изменения, в том числе в ценовой ситуации.
— Тогда следующий вопрос: как отслеживается ценообразование?
— Уровень розничных цен отслеживают органы статистики. Для этого Белстат отобрал более 480 наименований товаров и услуг, характеризующих структуру потребительских расходов населения страны. Государственное статистическое наблюдение за изменением цен ведется в магазинах всех форм собственности, на городских рынках, в организациях, оказывающих платные услуги населению. При этом информация об уровне потребительских цен предоставляется в госорганы для анализа и, в случае резкого их роста, принятия оперативных мер реагирования.
— Что предпринимается для стабилизации цен?
— Надо подчеркнуть, что индекс потребительских цен является значимым показателем, характеризующим уровень инфляции. Впервые в 2021 году Указом Президента Беларуси он установлен в качестве одного из важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси. Задача на текущий год — удержать прирост индекса потребительских цен на социально значимые товары в пределах 4,9%.
В этом контексте уже предпринят ряд шагов. Так, Министерство антимонопольного регулирования и торговли сохранило в 2021 году временное регулирование цен на социально значимые товары из зоны риска: это товары повседневного спроса, критического импорта, а также сезонные товары. Для производителей установлен предельный уровень рентабельности, для импортеров, субъектов оптовой и розничной торговли — предельный уровень применяемых надбавок.
Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь с марта текущего года ограничен ежемесячный прирост цен на социально значимые товары (не более 0,2%). Повышение цен выше установленного параметра допускается только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования.
— Куда можно обращаться в случае обнаружения резкого скачка цен?
— Непосредственно в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции контроля соблюдения законодательства о ценах и ценообразовании. То есть, если потребитель зафиксировал резкое повышение цен на тот или иной товар, он вправе обратиться в территориальные органы министерства или в его центральный аппарат в Минске.
Главное управление торговли и услуг облисполкома также примет соответствующие меры реагирования при поступлении жалобы, связанной с ростом цен на товары, реализуемые в торговой сети Витебщины.
Более того, как член Совета Республики должна отметить, что вопрос ценовой стабильности на потребительском рынке находится в зоне пристального внимания не только соответствующих госорганов. На постоянной основе мониторинг ценовой ситуации во всех регионах страны ведут представители депутатского корпуса, Федерации профсоюзов Беларуси.
— Как отрасль отработала за прошедший период года, удалось ли восстановиться после коронавирусного 2020-го?
— Наметившаяся со второго квартала 2020 года тенденция снижения покупательской активности населения пока не позволяет обеспечить высокие показатели в сфере торговли и выйти по объемам продаж даже на уровень прошлого года. Сохраняется отрицательная динамика также у индивидуальных предпринимателей и физлиц на рынках и в торговых центрах.
На результаты работы в определенной степени влияет и изменение структуры потребительских расходов. Больше всего жители области тратят на питание – 44% всех расходов, доля непродовольственных товаров составляет 33%, услуг — 23%.
В то же время в мае наблюдалось увеличение, хоть и незначительное, розничного товарооборота по отношению к апрелю, что позволяет прогнозировать его дальнейший рост в течение года.
— Хватает ли торговых площадей на Витебщине?
— Несмотря на непростую экономическую ситуацию, торговая инфраструктура продолжает развиваться, следуя современным тенденциям и ориентируясь на потребности покупателя. Например, с начала 2021 года прирост торговых площадей составил 18 тыс. кв. м. В конце февраля в Витебске открылся крупнейший в регионе торговый объект — строительный гипермаркет «Материк» площадью почти 10 тыс. кв. м. Кроме того, в областном центре введена в эксплуатацию вторая очередь торгового центра «ТриО». Различные субъекты хозяйствования открыли 22 магазина в Оршанском районе, 36 — в Полоцком, 23 — в Новополоцке.
В результате обеспеченность торговыми площадями по области выросла до 789 кв. м из расчета на 1000 жителей при общереспубликанском показателе 610 кв. м.
— Как развивается интернет-торговля? Можете ли привести данные о том, как приживаются на Витебщине различные платежные системы и технологии?
— Рынок электронной торговли интенсивно развивается в условиях доступности и мобильности интернет-коммуникаций. Сейчас на Витебщине зарегистрировано 848 интернет-магазинов, причем за пять лет их количество возросло почти в 2 раза. Конечно, в последнее время развитию этого сегмента торговли способствовала эпидемиологическая ситуация, когда покупатели отдавали предпочтение дистанционным и бесконтактным покупкам.
Что же касается технологий, то нужно отметить, что с момента внедрения банковской системой платежных карточек для расчетов Витебщина занимает лидирующие позиции по удельному весу безналичных платежей в объеме розничного товарооборота, и данный показатель ежегодно увеличивается. Если по итогам 2010-го на долю расчетов населения банковскими картами приходилось менее 10%, то сегодня их удельный вес 48,6%, а это второй результат в стране.
Фото из архива «ВВ»