Витебщина богата валунами разных форм и размеров. Некоторые из них являются объектами поклонения, другие признаны памятниками природы и строго охраняются. Что вы знаете о них?
– Все они «пришельцы», принесены к нам из Скандинавии много тысяч лет назад ледниками. Конечно, учтены не все, – сказал главный специалист отдела контроля за охраной и использованием земель, недр, биоразнообразия, особо охраняемых природных территорий областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Геннадий Горланов.
Огромные камни у славян-язычников всегда были предметом особого поклонения. До сих пор можно увидеть уникальные валуны с крестами, древними надписями и даже рунами.
– Самый большой валун не только в нашей области, но и во всей Беларуси находится в Шумилинском районе возле деревни Горки. Его так и называют – Большой. Наибольшая ось видимой его части – 11 метров, ширина – 5,6 метра, а видимая высота – 2,8 метра. Весит гигант приблизительно 800 тонн. Вес валунов исчисляется исходя из размеров и состава породы, – сообщил Геннадий Христофорович.
Существует легенда, согласно которой тот, кто увидит Большой камень, непременно заблудится и вернется к нему.
Вторым по величине среди белорусских валунов является Чёртов камень, или Кравец, возле деревни Воронино Сенненского района. Валун немного короче Большого камня (в длину 10,2 метра), но шире – 6 метров, а примерный вес – около 340 тонн.
По легенде, свое первое имя – Чёртов – он получил потому, что в болоте близ деревни обитала нечистая сила черти. Нетрезвых крестьян черти заводили на болото к камню, а тем мерещилась на этом месте домашняя печь. Они раздевались и укладывались спать, а утром недоумевали, где они и что здесь делают.
Второе название – Кравец – валун получил благодаря портному, который, по преданию, продолжил оплачиваемую работу даже в Пасху, за что был наказан и превращен в камень.
На стыке язычества и христианства
В Полоцке внимание туристов привлекает большой камень возле Софийского собора. Этот валун один из четырех сохранившихся до наших дней Борисовых камней: один вывезен в Россию, три остались в Беларуси, два из них – на Витебщине. По некоторым сведениям, до принятия христианства местные жители поклонялись этим гигантам. Позже для искоренения язычества полоцкий князь Борис Всеславич в конце XII века приказал выбить на них кресты и религиозные тексты. Так, на полоцком Борисовом камне выбит шестиконечный крест и надписи «ХС НИКА» и «Господи, помози рабу своему Борису». Еще один Борисов камень находится на центральной площади агрогородка Друя Браславского района. Говорят, если дотронуться до этих валунов и мысленно произнести желание, оно обязательно исполнится.
– В Полоцком районе на берегу озера Яново есть три группы скопления валунов, так называемый белорусский стоунхедж. Они так интересно выложены… Вряд ли это произошло естественным путем, явно творение человеческих рук, – рассказал Геннадий Горланов.
Одна группа камней выложена буквой «П», которая открытой стороной смотрит на заход солнца в день летнего солнцестояния: на Купалу – в конце июня по старому стилю. Сопоставив географические объекты, ученые пришли к выводу, что это древний календарь, по которому наши предки язычники вычисляли наступление главного праздника – праздника Солнца. На горе Волотовка местные ребята и по сей день жгут костер на Купалье.
Следы Евы
Как отметил Геннадий Христофорович, немало у нас и следовиков. Это наиболее распространенный тип священных камней в язычестве. Со множеством из них связаны разнообразные легенды, в которых, в основном, говорится о том, что отпечаток ноги на таком камне – это след Иисуса Христа или Девы Марии, иногда – кого-либо из святых.
Единственный следовик на Лепельщине лежит в кустарнике в километре от деревни Большой Полсвиж. Полутораметровый камень с оттисками человеческих ступней приблизительно 34 размера и лап животных. Местные называют его святой камень и из уст в уста передают легенду. Мол, в старину в один очень жаркий день, когда от безжалостного солнца плавились даже камни, по одному из них прошла Ева с собакой и котом. Под вечер зной спал, камень остыл, и на нем увековечились их следы.
Местные жители верят, что вода, которая собирается в этих оттисках после дождя, целебная. А еще сюда приносят зерно, кладут его в выемки на камне, затем вычерпывают и сажают. Говорят, вырастает отменный урожай. На Пасху, Деды и другие праздники к Святому камню люди приносят символические жертвы: яйца, булки, монеты.
На территории области еще немало валунов с историями, которые, возможно, когда-нибудь мы вам поведаем. А, может, об этом расскажете нам вы.
На Витебщине 61 камень является памятником природы республиканского значения и 56 – местного.
Фото автора и Антона Степанищева.