Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Культура

«Таки да» по-витебски: город на Двине раскрывает свои секреты в новой литературно-исторической экскурсии

Какую роль город на Двине сыграл в судьбе поэта Самуила Маршака, скульптора Заира Азгура, кинооператора и режиссера Бориса Волчека, композитора Марка Фрадкина и других известных личностей, можно узнать из экскурсии «Таки да» по-витебски». На ней в числе первых побывала корреспондент «Витебских вестей».

Под «Семь сорок»

Автобусно-пешеходный маршрут, который знакомит с культурой, историей и традициями еврейской общины, с именами выдающихся людей народа Книги, разработала научный сотрудник областного краеведческого музея Елизавета Заблоцкая. Отправная его точка – площадка перед городской ратушей, где установлен макет исторической части Витебска конца XIX – начала XX веков. Сегодня изображенные на бронзовой карте старые кварталы имеют другой облик. Исчезли с лица города многие памятники архитектуры, культовые здания, дома с богатейшей историей их жителей. В частности, самая старая синагога – Узгорская – на улице Суворова, которая в годы воинствующего атеизма, когда боролись со всеми конфессиями, была переоборудована в Еврейский коммунистический университет, затем – в художественный музей и, наконец, в Дом Красной армии. Здание, пострадавшее в годы Великой Отечественной войны, снесли в 1945 году.

На макете можно найти и дом Витенберга, больше известный как гостиница Брози, где жила возлюбленная Марка Шагала – Белла Розенфельд. Известно, что у Розенфельдов в доме был также ювелирный магазин, а вот о том, что во дворе они держали рыжую корову, знают немногие.

Музыкальным сопровождением продолжившейся по улице Суворова экскурсии стала мелодия ратушных часов – «Семь сорок», которая звучит каждый день ровно в 19.40.

Нас поймут через 100 лет

Одно из знаковых зданий, имеющих отношение к теме экскурсии, – детская художественная школа. Прежде здесь располагался художественный техникум, где учился уроженец Сенненского района, народный художник Беларуси и СССР, Герой Социалистического Труда Заир Азгур. Сегодня об этом напоминает мемориальная доска. Первым же своим наставником известный скульптор, как и Марк Шагал, называл Юделя Пэна. Заир Азгур создал для города, открывшего ему путь в профессию, бюсты Петра Машерова на улице Замковой и Миная Шмырёва возле его музея на улице Чехова.

А вот скульптуру другого талантливого автора, также бравшего уроки живописи у Юделя Пэна, затем входившего в созданное Казимиром Малевичем общество УНОВИС, Давида Якерсона можно увидеть лишь на старой фотографии 1921 года, хранящейся в фондах областного краеведческого музея. На ней запечатлены делегаты V Витебской губернской конференции РКСМ возле памятника Карлу Либкнехту в названном в честь немецкого революционера сквере. Ныне он носит имя революционного поэта Владимира Маяковского. На месте скульптуры, разрушенной в 1923 году во время партийной борьбы против формализма в искусстве, установлен фонтан.

Давид Якерсон вместе с другими уновистами заявлял: «Нас поймут через 100 лет». И действительно, в Витебск едут из разных городов и стран, чтобы ощутить ауру города, где в двадцатые годы прошлого века утверждалось новое искусство, охватившее весь художественный мир.

Интересна история сквера, которую тоже поведала экскурсовод. На этом месте располагалась Биржевая площадь, которая со временем утратила торговое значение и превратилась в стоянку извозчиков. По воспоминаниям известного краеведа Никифоровского, в конце 1850-х годов «биржевиков» вытеснили «ломовики» – извозчики, осуществлявшие грузовые перевозки. Площадь приобрела неряшливый вид, поэтому здесь разбили сквер. В начале ХХ века он был известен как сквер (сад) Липки. В 1912 году рассматривался вариант поставить здесь памятник героям Отечественной войны 1812 года, но был отвергнут. В постановлении городской думы отмечалась «не гармонирующая со смыслом памятника окружающая обстановка в виде магазинов, лавок и т. п. и стесненность сквера окружающими домами».

«Вернулся я на родину»

Музыку к этой песни написал наш земляк известный советский композитор Марк Фрадкин. Он также автор «Столицы областной», созданной к тысячелетнему юбилею Витебска. С именем народного артиста СССР связано не одно памятное место, в экскурсионный маршрут включено здание бывшего политехнического техникума, где установлена мемориальная доска. В этом учреждении образования учился будущий автор таких песенных шедевров, как «У деревни Крюково», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру», «А годы летят», «На тот большак», «Течет река Волга» и других.

На идише с лошадьми

Первые сведения о евреях в Витебске относятся к середине XVI века, однако их поселение еще долгое время не имело статуса общины. А по переписи 1897 года иудеи уже составляли 52,4 % населения Витебска. В начале XX века в городе насчитывалось более полусотни синагог и молитвенных домов. Кстати, казенным раввином был дед Самуила Маршака. Будущий поэт детские годы проводил в городе на Двине, где дед учил его идишу, а спустя годы писал в воспоминаниях, что в Витебске даже извозчики со своими лошадьми разговаривали по-еврейски.

На современной улице Калинина находилась построенная в первой половине XIX века Хабадница, или Главная Хоральная синагога. Данный памятник архитектуры не уцелел, зато сохранилось здание бывшего хедера (еврейской школы), в котором учился Марк Шагал.

Несколько лет спустя, вернувшись в родной город в качестве уполномоченного по делам искусств, художник поселился в расположенном неподалеку здании основанного им народного художественного училища. Теперь это музей истории ВНХУ, а улица получила название Марка Шагала.

В нынешнем здании Белорусского театра «Лялька» находилась талмуд-тора — еврейское религиозное учебное заведение для мальчиков из малообеспеченных семей.

Размешивал краски Шагалу

В один из приездов на «Славянский базар в Витебске» народная артистка СССР и режиссер московского «Современника» Галина Волчек рассказывала о своем отце – кинооператоре Борисе Волчеке. Говорила о том, что он мальчишкой бегал в мастерскую Марка Шагала размешивать краски. Но больше живописи он полюбил кино. Устроился киномехаником в родном Витебске, а затем поехал покорять Москву. И покорил большой кинематограф, работая с легендарным Михаилом Роммом, а затем снимая свои картины.

Остановиться и почтить память

Нельзя обойти трагическую страницу в истории еврейского населения Витебска, связанную с геноцидом, устроенным фашистскими оккупантами. Напоминанием о тех страшных событиях служит памятный знак на месте Витебского гетто. Убийства мирных жителей и облавы на евреев начались сразу после захвата города. Всего же за годы оккупации в гетто уничтожили 10 тыс. узников.

Восстановленная история

Главной достопримечательностью на правом берегу Западной Двины, или в Задвинье, является шагаловский квартал. Дом-музей художника – тема отдельной экскурсии, маршрут же «Таки да» по-витебски» привел к Большой Любавичской синагоге.

Возведена она была на бывшей Большой Ильинской (ныне Революционной) улице в начале ХХ века, в 1929-м закрыта. Здание использовали под аэроклуб, Дом культуры, склады, затем забросили. И почти век спустя синагогу, с которой связана история раввинской династии Медалье, оставившей важный след в истории российского еврейства, восстановили. Сыграло роль и то, что сюда приходил молиться отец Марка Шагала и, возможно, брал с собой сына.

Специалисты постарались сохранить аутентичные стены синагоги, сберечь старый кирпич, ровесника того времени.

Закончилась экскурсия «Таки да» по-витебски» в рестобаре «Гости», где можно заказать форшмак, фалафель, хумус и другие блюда еврейской кухни.

Фото Татьяна ПАСТЕРНАК


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ