Квартет из Нью-Йорка собрал в Витебске любителей живой музыки, в которой соединились драйв, свобода и безудержная импровизация.
Переполненный зал Национального театра имени Якуба Коласа – красноречивое свидетельство тому, что по джазу жители Витебска соскучились.
В 1980-х Витебск славился своими фестивалями диксилендов, на которых выступали такие мэтры, как Ганелин, Чекасин, Голощекин, Кролл и другие. Но в последние годы концерты мастеров блюза, свинга и бибопа у нас стали большой редкостью, поэтому приезд джазовых музыкантов вызывает не только интерес, но и ажиотаж. Именно так было, когда выступали Нино Катамадзе, Игорь Бутман с Ларисой Долиной, Леонид Пташка.
И вот такой подарок – ансамбль из Америки, в составе которого обладатель самой престижной музыкальной премии «Грэмми» Майрон Уолден! Квартет попал в наш город благодаря проекту «Международный джаз в Минске», впервые вышедшему за пределы белорусской столицы и отправившемуся в тур по некоторым областным центрам.
Перед концертом у витебских журналистов была возможность пообщаться с музыкантами. В ходе беседы выяснилось, что собрал их вместе Арк Овруцкий. Родился он в России, по образованию скрипач, но вырос, слушая Эллу Фицджеральд и Луи Армстронга.
– Папа был любителем джаза, я с детства знал все стандартные композиции и подбирал их на фортепиано, – рассказал музыкант.
Как джазист он состоялся в России, затем поехал покорять Большое Яблоко. Кстати, по одной из версий это прозвище Нью-Йорка пришло из знаменитой джазовой композиции, где пелось: «На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко». И Арк его завоевал. Он выступает в самых престижных клубах, организует международные проекты, пишет музыку (не только джазовую, но и для струнного, симфонического оркестров), сотрудничает с известными американскими исполнителями.
За океаном Овруцкий закончил докторантуру Университета Иллинойс по классу контрабаса. На его счету четыре сольных альбома, записанных при участии таких звезд, как Дудука да Фонсека, Крэйг Хэнди, Элио Альвес, Майкл Диз и другие.
– Джаз дает музыканту свободу, пружину, которой нет в другой музыке, – отметил бэнд-лидер.
А для именитого саксофониста Майрона Уолдена джаз – форма выражения, в которой он может быть самим собой.
– Эта музыка сформирована афроамериканской культурой, которая мне очень близка, – поделился своими ощущениями Майрон и рассказал, что первым музыкантом, которого он услышал в детстве, был выдающийся саксофонист Чарли Паркер.
– Я зразу понял, чем буду заниматься. Один из главных уроков, который дал мне этот величайший музыкант, – верить в то, что делаешь. Когда я начинал свою карьеру, мало кто верил в меня, но я продолжал играть, – сказал Майрон Уолден, который является лауреатом самого престижного в мире джазового конкурса имени Чарли Паркера.
Но главной своей победой обладатель «Грэмми» считает то, что его исполнение вдохновляет, трогает сердца людей. И свою будущую жену 12 лет назад он покорил музыкой.
Как, впрочем, и переполненный зал Коласовского театра. Майрон Уолден продемонстрировал виртуозную игру на разных видах саксофонов, от сопрано до баритона. Его инструмент сливался с другими, солировал, звучал то нежно, то пронзительно, то вызывающе. Хотя музыкант признался, что его характеру ближе кул, или так называемый прохладный джаз, противоположный динамичному и импульсивному свингу и бибопу. Для этого стиля характерна эмоциональная сдержанность, но и в ней саксофонист смог передать море бурлящих чувств.
Справедливости ради надо отдать должное всем музыкантам, которые показали настоящий джазовый драйв. Это пианист Бенито Гонзалес, барабанщик Чарльз Гулд, сам бэнд-лидер – контрабасист Арк Овруцкий. Из Витебска американский квартет отправился в Киев, а оттуда в Варшаву. Видя успех джазового проекта в городе на Двине, присутствовавшие на концерте представители дирекции «Славянского базара» поделились мыслями возродить фестиваль диксилендов в рамках международного форума искусств.
Фото Татьяны ПАСТЕРНАК.