Письмо Нины Богдановой из Борисова – прямо скажем, нестандартное обращение в редакцию. На 14 листах формата А4 аккуратным почерком написана история небольшой деревеньки Богданово, расположенной на границе Минской и Витебской областей.
Нина Ивановна вспоминает золотые годы своей малой родины и сокрушается по поводу того, как несправедливо и обидно, когда в некогда процветающем населенном пункте медленно, но верно угасает жизнь, и его называют бесперспективным.
Женщина также рассказывает историю борьбы за достойное существование Богданово, как она обивает пороги министерств и исполкомов, ведет переписку с различными инстанциями, чтобы чиновники и руководители наконец увидели весь масштаб, по ее мнению, катастрофы и сделали хотя бы что-нибудь, чтобы прекратить сие безобразие. В доказательство своих слов и действий читательница приложила еще пять листов официальных ответов, подчеркнув, что это только часть «отписок» по основным вопросам жизни населенного пункта.
Путевые заметки
Раздумий по поводу того, ехать или нет в эту Богом забытую (именно такой эпитет напрашивается, судя по письму) деревеньку, не было. Уже тогда возникли сомнения: неужели в Богданово все действительно так ужасно, а от жителей и их проблем просто отмахиваются? По пути в Чашникский район в очередной раз перечитывала письмо.
Нина Ивановна пишет, что в 1960-е в селе жило свыше 200 человек, сейчас постоянно не более 20, плюс в сезон приезжают дачники. Причина упадка и экономического, и демографического, по ее мнению, в том, что неправильно определены границы территориально-административных единиц. Раньше деревня входила в состав Минской области, и до райцентра – Холопенич – было около 20 км.
Потом она вошла в состав Лепельского района Витебской области, райцентр стал более чем на сотню километров дальше. Сейчас населенный пункт относится к Чашниччине, расстояние до органов местной власти и главных социальных объектов района сократилось до 60 км.
При этом сама Нина Богданова проживает в Борисове, на малую родину приезжает только летом. Она добровольно возложила на себя миссию по спасению деревни, потому как ей, равно как и другим землякам, которые оттуда уехали, «больно смотреть, как не живет, а скорее выживает Богданово».
Больше всего сейчас местную жительницу волнует вопрос строительства дороги
Больше всего сейчас ее волнует вопрос строительства дороги, соединяющей Витебскую и Минскую области через Краснолуки – Латыголичи – Богданово – Моисеевщину – Борисов. Нина Ивановна твердо уверена, что если заасфальтировать один километр от ее деревни до границы Борисовского района, то можно будет решить и вопрос с общественным транспортом, и «в сезон с мая по октябрь автобус из Борисова будет ходить два раза в день». Пока же Борисовский исполком и автобусный парк ссылаются на то, что дорожное покрытие не соответствует требованиям СТБ.
Изменить ситуацию не помогают даже звонки на «горячие линии».
Не первый год беспокоит женщину и обустройство гражданского кладбища в деревне. Она пишет, что только после обращения в Министерство ЖКХ вокруг него появилось ограждение, но и оно, по ее словам, не соответствует установленным законодательством правилам. Изменить ситуацию не помогают даже звонки на «горячие линии».
Еще одна боль Нины Богдановой – состояние местных прудов, которые зарастают и требуют срочных мер по спасению. В решении этого вопроса она дошла до уровня замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды.
«Неоднократно поднимался вопрос благоустройства южной части деревни. Несколько домов давно снесли, на их месте теперь заросли рябины и хмеля, к концу лета эти места превращаются в джунгли. Стыдно перед друзьями и знакомыми, которые приезжают, за такой бурьян», – пишет читательница.
Так ли страшно, как малюют
На месте мы встретились с Виктором Ковалевским – председателем Краснолукского сельсовета, на территории которого находится Богданово. Виктор Вячеславович подтвердил, что людей на селе становится с каждым годом все меньше.
За десять лет число жителей сельсовета сократилось на 360 человек. В Краснолуках, самом крупном на сегодня населенном пункте, без малого 500 жителей, в Латыголичах – чуть более 200. В восьми из 21 деревни не более 10 проживающих постоянно. Богданово пока держится в золотой середине, официально там зарегистрировано 27 жителей, по факту живут, в том числе и в зимний период, только 17, в основном это женщины пожилого возраста, пенсионерки.
– Только двое жителей работают. Оба – в Борисовском лесхозе, за ними оттуда присылают транспорт. Есть один школьник, – рассказал председатель сельсовета, добавив, что хорошо знаком с Ниной Богдановой и как может старается решить проблемы, на которые она указывает, но, к сожалению, не все в его силах.
К примеру, что касается ограждения кладбища, то изготавливали его практически хозспособом. Председатель попросил знакомого предпринимателя оказать спонсорскую помощь в виде материала – деревянных реек, и сам лично сколотил из них заборчик.
По поводу высоты конструкции в правилах содержания мест погребения указано, что более метра должна быть живая зеленая изгородь, в иных случаях параметры ограждения определяются проектом при устройстве сельского кладбища. Об этом, к слову, женщине сообщили и в ответе из Минжилкомхоза еще в 2013 году (копию документа она сама прислала в редакцию).
Ухаживать за полученными в наследство домами и участками не хотят, а продавать отказываются
Вместе с Виктором Ковалевским мы отправились в Богданово, чтобы встретиться с местными жителями и оценить состояние деревни. Видим, что действительно здесь есть заброшенные и полуразрушенные дома. Председатель признает, что в этом направлении можно было бы работать активнее. Однако не всегда легко найти собственника имущества, а даже если он и находится, то нет возможности повлиять на людей.
– Делать ремонт и ухаживать за строениями и участками не могут или не хотят, а продавать отказываются, говорят, не хотим расставаться с родительским домом. Либо просто не могут его продать. Если бы в Богданово был крупный природный водоем – озеро или река, то, уверен, минчане бы давно раскупили все неиспользуемые владения, – отметил Виктор Вячеславович.
Пока мы с ним беседовали, на деревенской дороге появился трактор, который чистил улицы от снега. Завидев председателя с незнакомцами, навстречу вышла Надежда Казак. Надежда Гавриловна – старейшина деревни, ей 78 лет. Родилась и всю жизнь провела в Богданово, более 20 лет работала почтальоном.
– Раньше, конечно, деревня живая была, ее Китаем называли, так много людей было. Сейчас практически одни вдовы остались. Сама уже 24 года без мужа живу. Коренных богдановцев мало, поразъехались все, некоторые на лето только приезжают. И вы к нам по теплу загляните – такая красота везде, дома в зелени утопают! Всех агитирую цветы сажать, – рассказала пенсионерка, добавив, что своим председателем они довольны, если что из строя вышло, сам может починить, не дожидаясь помощи со стороны.
Многим одиноким старикам лично печки переложил или поправил, чтобы люди были в тепле и безопасности. В районе за Виктором Вячеславовичем давно закрепилась репутация человека с золотыми руками. Он и водопровод починить может, и со сварочными работами справится.
Автолавка приезжает два раза в неделю, автобус ездит из райцентра и почта. Пенсию и газеты вовремя доставляют.
– Нина (Нина Богданова. – Прим. авт.) тоже много для нашей деревни сделала. Дорогу нормальную «выбила». Пруды, конечно, зарастают, но кому там купаться, мне так уже и не надо, – призналась старейшина.
С богдановскими прудами разбирались даже в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. Результат рассмотрения обращения не устроил Нину Ивановну. Ответ неутешительный: денег на чистку водоемов, которые не считаются местами массового отдыха, нет. Передать их в аренду для рыбоводства и рыболовства также невозможно, поскольку они находятся в черте населенного пункта. Правда, обнадежили, что, если состояние водоемов значительно ухудшится, будут приняты меры по удалению нежелательной растительности.
С дорогой все непросто…
Непросто все и с дорогой. Сейчас на участке от деревни до границы Минской области — это не больше одного километра – гравийка. Объективно оценить ее состояние из-за снежного покрова мы не смогли. Нина Ивановна уже по телефону пожаловалась нам, что дорога разбита и весной там пройти из-за грязи и луж невозможно.
С наступлением тепла мы вернемся к этому вопросу. Возможно, и без напоминания со стороны журналистов, ее прогрейдируют и приведут в порядок. Но вот целесообразно ли заниматься усовершенствованием дорожного покрытия, а также сколько финансовых вложений и времени это потребует, мы поинтересовались в Чашникском ДРСУ №183.
По телефону нам сообщили, что обращений от жителей населенного пункта по этому поводу не поступало, и никогда ранее таких работ им не доводилось выполнять. Чисто гипотетически, если менять гравийное покрытие на асфальтовое, первое, что нужно сделать, – это проект.
На работы потребуется минимум 9 — 12 единиц техники, бригада специалистов. По стоимости материалов даже приблизительный расчет сделать трудно, также необходимо учесть дополнительные затраты: объект находится более чем в полусотне километров от райцентра.
Сколько усилий и средств только для того, чтобы в сезон дачники из Минской области могли по асфальтовой дороге подъехать к своим участкам. Возникает вопрос: стоит ли овчинка выделки? Не лучше ли направить ресурсы туда, где они более необходимы?
Вместо резюме
2018-й в стране объявлен Годом малой родины. Глава государства призвал каждого вспомнить о своих корнях, о месте, где навсегда остается частичка души человека, и по мере возможностей отдать долг, помочь преобразить свой край, сделать лучше.
Эти же благородные цели преследует и автор письма Нина Богданова. Ее любовь к родной деревне, забота об односельчанах, стремление и упорство в достижении поставленной цели вызывают глубокое уважение. Однако нам кажется, что выбранная тактика не совсем эффективна.
Для того, чтобы на малой родине был порядок, нужно приложить усилия, физические или финансовые. Если перестать требовать и изменить позицию «нам все должны», а начать с себя и своих близких, дело пойдет быстрее. Почему бы не объединиться ради преображения своего села? Например, объявить субботник и толокой избавиться от диких зарослей.
На Витебщине много подобных примеров, когда люди сами меняют жизнь к лучшему. Соседи, решая вопросы с водой, вскладчину обустраивают общественный колодец. К наведению порядка на кладбище привлекают родственников тех, кто там захоронен. В большинстве своем люди откликаются на такие инициативы, поддерживают их. Но, видимо, гораздо проще заботиться о малой родине издалека, требуя от всех помощи и поддержки, пусть даже и на законных основаниях.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.