Все профессии нужны и важны, но по различным причинам не каждая из них пользуется популярностью. К примеру, педагог в дошкольном учреждении. Желающих нести ответственность за чужих малышей немного. Дело не в размере заработной платы, а в том, что работа с двумя десятками детей под силу далеко не каждому. В этом я убедился, проведя день в яслях-саде в качестве помощника воспитателя. Заведующая Светлана Попкова направила меня в старшую группу к ребятам 5-6 лет.
— Они уже подросли и поэтому редко капризничают и плачут, — сказала Светлана Владимировна. — С младшими, боюсь, вы не справитесь без опыта.
О мужчинах
Познакомившись с трудовым коллективом детсада, я понял, что буду единственным представителем сильной половины человечества, осмелившимся взяться за воспитание малышей, в микрорайоне, а то и в городе. Педагог Маргарита Рябицкая, за которой меня закрепили, уже свыше 30 лет работает в дошкольных учреждениях, но о коллегах противоположного пола знает только понаслышке.
— Сегодня женщины-таксисты встречаются чаще, чем мужчины-воспитатели, — сообщила Маргарита Леонидовна. — У нас специфическая работа, включающая традиционно материнские обязанности – заплетание косичек девочкам, укладывание спать и кормление малышей. Поэтому молодые люди и не стремятся в эту профессию.
Утренний фильтр
Рабочий день у воспитателя начинается в 7.00. Но придя к указанному времени в сад, я понял, что опоздал. Маргарита Рябицкая уже успела переодеться, проветрить помещение и пообщаться с мамой одного из мальчиков.
— Быть здесь нужно как минимум за пятнадцать минут до открытия, чтобы подготовить все необходимое, — уточнила она.
— К тому же первых ребят родители могут привести чуть раньше положенного, спеша на службу.
Постепенно группа начинает наполняться детскими голосами. Малыши, раздевшись, направляются к любимым игрушкам, а педагог беседует со взрослыми. Это не просто дружественный ритуал, а способ получить актуальную информацию о здоровье, настроении и поведении воспитанников.
— Так называемый утренний фильтр позволяет узнать о физическом и психологическом состоянии ребенка, чтобы в случае необходимости индивидуально с ним поработать, — сказала Маргарита Леонидовна. — Разговор полезен и для родителей, которые могут задать интересующие их вопросы.
Популярнее бонстиков
Пока Маргарита Рябицкая занята в раздевалке, я знакомлюсь с ребятами. Никто из них даже и не думал хныкать, расставаясь с родителями. Почему, интересуюсь у детворы.
— Вот что бы я делал один дома? Мне было бы неинтересно и скучно, — ответил мне Вова. — А тут много друзей и игрушек.
Малыши вначале стеснялись незнакомого дядю, но буквально через пару минут наперебой начали показывать, во что играют. Мальчишки в основном предпочитают войнушку, возиться с динозаврами и мультяшными героями, собирать «лего». Девчонки заняты рисованием, куклами и обсуждением своих нарядов и причесок.
— Смотри, у меня новое платье, нравится? — спросила у меня Вика.
Получив положительную оценку, она как заправская модель, регулярно принимающая комплименты, небрежно махнула рукой:
— Мама купила.
Также у многих детей с собой имелись наборы бонстиков. Не понимаю, какой интерес перекладывать с места на место фигурки и обсуждать их цвет и имена, которые ребята давно уже знают наизусть, но делать они это, похоже, могут бесконечно. Правда, в тот день пластмассовым зверюшкам пришлось потесниться на пьедестале популярности — первое место занял бородач, то бишь я.
Если каша, то богатырская
До 8.00, когда группа собирается в полном составе и отправляется на зарядку в спортзал, мы с ребятами успели навести порядок в живом уголке: покормили черепаху и полили цветы. После физических упражнений настало время завтрака. Не все дети пришли в восторг, увидев на столах тарелки с манкой. Но Маргарита Рябицкая напомнила им в стихотворной форме о пользе этой каши и вообще о необходимости есть, чтобы расти и развиваться.
— Малышам легче показать ценность того или иного блюда, чем заставлять их его кушать. Для каждого продукта мы разработали наглядные материалы, рассказывающие о витаминах и минералах, содержащихся в нем. Так, ребята знают, что морковка полезна для глаз, манную кашу ели богатыри, чтобы стать сильнее, а перловую — солдаты для выносливости, — сообщила Маргарита Леонидовна. — Без докармливания на начальном этапе, конечно, не обойтись, но постепенно процесс еды сводится к 10-15 минутам.
Без отчества
«До чего докатилось подрастающее поколение», — подумал я, когда услышал, как ребята обращаются к воспитательнице: «Маргарита, а где…», «Маргарита, можно…», «Маргарита, дай…» и т. д. Причем это были не единичные случаи, а норма. Ладно меня называть «Эдиком» — я им, собственно, так и представился, но педагога… Маргарита Рябицкая, увидев мое недоумение, объяснила, что сама настаивала на этом.
— Обращаться просто по имени — европейский стиль, который мы переняли, — сказала она. — Это никак не влияет на мой авторитет как наставника, а детям, которые со мной разговаривают целый день, гораздо легче употреблять оборот без отчества.
Я вспомнил, как моя дочь долгое время пыталась выговорить «Вал-ва-ла-Э-ду-вал-дов-на», и понял, что обращаться к своей воспитательнице «Варвара» ей было бы проще и звучало бы не так смешно.
Чудо-палочки
В яслях-саде жесткий режим дня: зарядка, завтрак, занятия, прогулка, обед, дневной сон и т. д. Скучно как в армии, скажете вы, но ошибетесь. Благодаря творческому подходу к работе воспитатели каждый день стараются сделать для малышей запоминающимся и необычным. Даже уроки, предусмотренные учебным планом и предполагающие освоение конкретных знаний и умений, превращаются в захватывающее приключение для детей. Постигая азы грамоты, математики, развивая речь и осваивая лепку, дети становятся героями сказок или примеряют различные роли.
— Ребята должны двигаться, а не сидеть все занятие за партами, — сказала Маргарита Рябицкая. — В юном возрасте они быстро переключаются с объекта на объект. Однако достаточно надеть маску, как надоевший воспитатель превращается для них в лисичку или котика, и они продолжают слушать.
Так, чтобы закрепить сложение и вычитание, наша группа превратилась в бригаду МЧС. Лесные жители просили нас о помощи, и мы мчались на вызов, попутно решая математические задачи.
Значительную пользу для раннего развития дошколят приносят разработки величайших педагогов современности, которые взяты на вооружение воспитателем. К примеру, Маргарита Алексеевна учит считать малышей с помощью палочек Кюизенера.
— В наборе палочки различной длины и цвета. Самая короткая — единица, а длинная — десятка, и дети могут увидеть, сколько нужно одних цифр, чтобы составить другую, — уточнила Маргарита Леонидовна. — Кроме того, мы используем блоки Дьенеша, развивающие логику, и дидактические пособия для раннего обучения чтению Зайцева.
Когда они спят
После занятий настало время прогулки перед обедом. Со стороны кажется, что дети на улице резвятся сами по себе, а воспитатель выступает в роли надзирателя. Но на самом деле существует четкий порядок, предусматривающий не только подвижные игры, но и уборку территории, уход за огородом, наблюдение за природой. Причем за инвентарь среди детей идет настоящая борьба, а трудятся они тщательно и с полной самоотдачей. Некоторым повзрослее научиться бы так работать во время субботников.
После еды ребята отправляются в кровати. Дневной сон, как и кисель, не всем по душе, но под влиянием сказок и уговоров педагога мальчишки и девчонки погружаются в сладкий сон. Если честно, я обрадовался: покушать, почитать новости в соцсетях и немного вздремнуть, пока тебя не дергают каждую минуту, казалось несбыточной мечтой всю первую половину дня. Но Маргарита Рябицкая меня разочаровала:
— Пока они будут спать, у воспитателя есть пару часов, чтобы заняться организацией завтрашнего рабочего дня: сходить в методический кабинет, продумать план занятий и изучить новинки специализированной литературы.
После дня, проведенного в яслях-саде, я очень устал, а городской шум по дороге домой казался благостной тишиной по сравнению со звонким гомоном детских голосов.
— С непривычки тяжело сосредоточиться, но потом привыкаешь, — успокоила меня Маргарита Леонидовна. — К тому же, постоянно находясь среди малышей, будто становишься моложе, заряжаешься энергией и позитивом. Я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию, на работу хожу с удовольствием и чувствую, что делаю нужное дело.
У меня же язык не повернется сказать, что в дошкольном учреждения я чувствовал себя в своей тарелке. Мне все-таки уютнее в уединении или более взрослом окружении. Но яркие эмоции, оставшиеся после общения с малышами, несомненно, буду вспоминать еще долго.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.