С пользой проводить время за компьютерными играми, т. е. разрабатывать их, создавать мультфильмы, собирать роботов, управлять ими смогут в скором времени школьники 2 – 6-х классов – участники инновационного республиканского проекта по внедрению модели организации внеурочной проектной деятельности с использованием среды программирования «Scratch». В эксперименте Парка высоких технологий и Министерства образования Беларуси будут задействованы 14 учреждений образования нашей страны, из них 8 – школы Оршанского района.
Робототехника – «конек»
Никиты Королева и Олега Лукина
И это не случайно, ведь именно в Орше открылась и на протяжении 2 месяцев успешно работает первая в республике IT-академия «КомпАС» по программированию в среде «Scratch», которая станет опорным консультативным и обучающим центром для школ-участниц проекта.
Здесь на днях с участием заместителя директора ГУ «Администрация Парка высоких технологий» Александра Мартинкевича, начальника отдела по поддержке и развитию педагогических инициатив Витебского областного института развития образования Александра Кондратовича обсудили основные направления обучающих программ, вопросы финансирования, преподавания, укрепления материально-технической базы школ-участниц проекта. Причем присутствующие на совещании представители администрации экспериментальных площадок, на базе которых с сентября начнут работать факультативные и кружковые занятия, сами смогли сесть за компьютеры и познакомиться с основами языка «Скрэтч».
Не более получаса понадобилось людям, далеким от программирования, чтобы оживить мультяшного кота – одеть его, научить ходить и издавать звуки. По словам одного из преподавателей академии «КомпАС» Светланы Ивановой, дети еще быстрее начинают ориентироваться в среде «Скрэтч» и через месяц обучения уже могут разрабатывать собственные программы, создавать простейшие игры, мультфильмы и музыкальные клипы. А кто-то и вовсе уже пишет обучающие программы по школьным предметам, конструирует говорящих роботов и представляет Витебскую область на республиканских конкурсах.
Девятиклассник гимназии в Барани Александр Христенко увлекся программированием самостоятельно, еще будучи в пятом классе. Однако только сейчас, когда появилось больше возможностей и стремление связать свою жизнь с IT-технологиями, воплотил задуманное в жизнь. Обучающая игра Александра Христенко по курсу «Человек и мир» для 4-го класса получила высокую оценку жюри недавнего республиканского конкурса «Программирование в среде «Scratch» и «серебро» финала.
Разработчик обучающей игры,
девятиклассник Александр Христенко
Роботы-лего, которых создали учащиеся оршанской гимназии №1 и школы №19 Никита Королев и Олег Лукин под руководством педагога академии «КомпАС» учителя информатики Сергея Королева, умеют не только передвигаться в заданном направлении, но и обходить препятствия, определять расстояния, реагировать на звуки и прикосновения. В апреле Никита представил Витебщину в Минске на Республиканском турнире-состязании по робототехнике в конкурсе «Кегельринг» и занял 3-е место. За пять минут пятиклассник сумел собрать робота, который максимально быстро вытолкнул за пределы круга кегли определенного цвета.
Всего в трех группах IT-академии по трем направлениям – освоение языка «Скрэтч», обучение компьютерной графике и робототехнике – занимаются 25 школьников. С сентября будет осуществляться новый набор как детей, так и взрослых, желающих повысить свою компьютерную грамотность.
– На сегодняшний день каждый третий доллар в бюджете страны – тот, который мы получаем от отрасли информационных технологий, – говорит Александр Мартинкевич. – За ними будущее, и с этим не поспоришь. Пришло время, когда не вставая с места человек при помощи интернета может включить утюг, плиту, кран, заказать товар или услугу и т. д. Компьютеры стали неотъемлемой составляющей нашей жизни. Но для того, чтобы всем этим пользоваться грамотно, нужны умения и знания.
Скажем, в Англии с 1-го класса изучают программирование. И даже в такой консервативной в плане образования стране, как Япония, с нового учебного года дети начнут осваивать его азы. «Scratch» – это еще и действенный инструмент для привития информационной грамотности. Ведь создавая проекты, ребята работают с текстом, графикой, анимацией, звуком. Также эта среда развивает алгоритмическое, логическое, системное и критическое мышление, коммуникативные навыки, креативность и любознательность.
Преподаватели в роли учеников
Учебная программа факультативных занятий, предложенная к обсуждению, рассчитана на две ступени обучения. Первая – «Творческая деятельность в среде программирования «Scratch» для 2 – 4-х классов. Учителя информатики либо начальных классов (на усмотрение администрации) пройдут в августе бесплатные курсы при Парке высоких технологий. После года обучения учащиеся младших классов смогут создавать собственные программные события, иллюстрирующие пройденный материал по любым учебным предметам. Это интерактивные истории, игры и презентации, обучающие тренажеры и мультфильмы.
Вторая ступень – «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования «Scratch» для 5 – 6-х классов позволит углубить эти знания и умения, сформировать навыки работы с материалами публичного сайта scratch.mit.edu, личным профилем. Школьники смогут не только создавать проекты, но и грамотно их презентовать.
На протяжении всего учебного года программы будут корректироваться и дополняться, рассказал Александр Кондратович. Общая электронная методическая база позволит обмениваться данными и опытом. В результате механизм отшлифуется и позволит в дальнейшем разработать программы для более сложных ступеней обучения.
Фото Ольги Лебедевой.