В школах Витебщины во время уроков будет запрещено пользоваться мобильными телефонами, а возможно, и другими гаджетами. В ближайшее время соответствующие ограничения будут внесены в правила внутреннего распорядка всех учреждений образования, с ними ознакомят родителей. Впрочем, вряд ли это можно считать нововведением – во многих школах и гимназиях области и раньше пользование гаджетами так или иначе ограничивалось. Насколько это необходимо сегодня и как будет работать на практике? Попробуем разобраться.
Предыстория
Дискуссия о целесообразности гаджетов на занятиях шла в Беларуси не один год. Долгое время решение этого вопроса было отдано на откуп непосредственно учреждениям образования. И многие такой возможностью пользовались: после обсуждения с родительскими комитетами администрация прописывала ограничения в правилах внутреннего распорядка, которые утверждались советом школы. Но недавно проблема обрела новое звучание.
12 сентября во время урока четвероклассники одной из гомельских школ довели учителя с многолетним опытом работы, пришедшего на замену, до нервного срыва. Ученики сняли с помощью телефонов видео, выложив фрагменты в социальные сети. Видео быстро стало вирусным. Не разобравшись в ситуации, педагога уволили. Но потом за нее вступился лично Президент Александр Лукашенко, обратившись к руководителям республиканских и местных органов власти:
«Дело не в этой учительнице, а в том, что вы не услышали меня на линейке, когда я открывал новую школу в Уручье, что у нас бардак в школе. И порядок нужно наводить. Вы что, ждете, чтобы еще, как в Столбцах, у нас произошло? А начинается отсюда – с издевательства над учительницей. И еще на камеру снимают и выкладывают в сеть. И это в четвертом классе… В телефонах сидят там… Неужели вы не понимаете, у вас же свои дети, что телефон и прочие гаджеты в школе — это не только отвлечение от занятий. Они перестают думать. Они же считать не умеют, таблицу умножения не знают, потому что открывают телефон и умножают там. Или ищут ответы на вопросы. Неужели это нельзя понять? У меня сын ни разу телефон в школу не взял».
В итоге учителя восстановили на работе, а ряд чиновников сферы образования Гомельской области лишились должностей.
Вместе с родителями
– Есть приказ Министерства образования, согласно которому во всех правилах внутреннего распорядка учреждений образования должны появиться пункты о правилах пользования мобильными телефонами, – отмечает начальник главного управления по образованию облисполкома Дмитрий Хома. – Как это конкретно будет реализовываться на местах, решат родители и администрация школ, но принципиальная позиция следующая: на уроке дети не должны отвлекаться на гаджеты.
При этом сдавать мобильники на входе в школу не придется. Ограничения предусматривают либо сдачу телефонов перед уроками учителям или их нахождение в выключенном режиме в сумках учащихся. Исключения – экстренные случаи и необходимость использования гаджетов в учебном процессе с разрешения учителя.
Дмитрий Леонидович подчеркивает, что ограничение выгодно не только учителям, но и родителям. Это однозначно повысит успеваемость школьников, позволит сконцентрироваться на учебном материале, больше общаться со сверстниками вживую.
– Вместе с тем мы понимаем, что сегодня есть дети, которые зависимы от гаджетов, – говорит Дмитрий Хома. – В силу психических особенностей им сложно без любимой «игрушки», они хотят слышать родителей чуть ли не каждую перемену, особенно в начальной школе. Все должно быть индивидуально. Поэтому, например, не ставится цель запретить мобильники на переменах. Хотя, возможно, в некоторых учреждениях образования с родителями договорятся и придут к решению, что в школе детям вообще гаджеты не нужны.
Комментируя ситуацию в Гомеле, Дмитрий Хома отметил, что учитель – человек публичный, и это накладывает определенные обязательства.
– В прошлом году посещал латвийские школы и обратил внимание на стеклянные двери в классах, – рассказал он. – Но это были пустые кабинеты, а там, где шли уроки, висели шторы. Мол, посторонние взгляды нарушают личное пространство учителя. Поэтому камеры тоже не выход – все будут знать, где они стоят и как при желании избежать записи. А доверия уже не будет. Мы же доверяем нашим педагогам – абсолютное большинство из них профессионалы своего дела, любящие детей. Здесь все зависит от порядка и дисциплины. Там, где люди работают качественно и ответственно, проблем нет, и даже если возникают – все решаемо.
Пользоваться правильно
Хотя я давно окончил школу, но до сих пор вспоминаю уроки математики: напряженные, насыщенные задачами и решениями. Учительница парила у доски, успевала заглянуть в тетрадь почти каждого, сказать доброе слово или пожурить. Бывало, и не замечал, как пролетали такие занятия. Зато на переменах мы вволю играли в крестики-нолики, морской бой, носились во дворе учебного заведения.
Нынешние школьники другие. Как только учитель даст слабину на уроке, заговорится, снизит динамику учебной деятельности – в руках детей возникают мобильники. Звенит звонок на перемену, и ребята буквально тонут в гаджетах – «стрелялки», гонки и так далее. Какой уж тут отдых или повторение домашнего задания! Но, с другой стороны, что можно требовать от детей, если этому потакают сами родители – ведь нередко можно увидеть мобильную «игрушку» даже у малышей, которые и ходить-то толком не умеют. Так взрослые фактически отгораживаются от собственных детей, а потом удивляются, откуда в школе низкая успеваемость, агрессия, неврозы. Недаром в одной из недавних публикаций в нашей газете детский внештатный психиатр главного управления по здравоохранению облисполкома Елена Данилова отметила: детям до 11 лет не стоит обзаводиться даже самым простым смартфоном, а мобильный с доступом в интернет лучше не давать до 13 лет.
– Но спрятаться от прогресса невозможно. Годом раньше или позже ребенок станет владельцем смартфона, – добавляет специалист. – Разумно будет научить его пользоваться цифровыми устройствами правильно. Например, при истерике нельзя давать телефон ребенку только ради того, чтобы успокоить. Это не решит проблему, а лишь усугубит ее.
Сначала можно попробовать отвлечь внимание, но если маленький скандалист уже вошел в раж, дайте понять, что крики и вопли не влияют на вас. Скажите, что вы не понимаете, и попросите спокойно рассказать, что случилось. Во время капризов ведите себя всегда одинаково, это дает понять детям, что такая модель их поведения неэффективна. Следите и за своими эмоциями, будьте терпеливы. Борьба «за мобильник» займет время.
По мнению первого заместителя начальника главного управления по образованию облисполкома Елены Богданович, в учебном процессе все завязано на личности учителя – на интересных насыщенных уроках детям не до гаджетов.
– Педагог, который сам себя уважает, планирует свою деятельность, работает на совесть, всегда будет интересен ребятам, – убеждена она. – Да и родителям не стоит забывать, что в школу приходят в первую очередь учиться.
Как на практике?
В витебской гимназии №2 уже много лет мобильники под запретом, причем не только на уроках, но и на переменах. По словам директора Константина Киселёва, это обоюдное решение родителей и совета школы.
– Телефоны запрещены категорически за исключением экстренной связи с родителями, – рассказывает он. – Специальных ящиков для хранения нет – мобильники просто лежат в сумках детей. На уроках за тем, чтобы ими не пользовались, смотрят учителя-предметники, на переменах – дежурные учителя и классные руководители.
Поначалу, конечно, возникали конфликтные ситуации, но после разговора с родителями на совете профилактики удавалось достичь взаимопонимания. Дело в том, что гаджеты отвлекают детей. Если они на переменах «убивают гоблинов», то не отдыхают ни глаза, ни мозг.
А что говорят сами школьники? Они, конечно, не в восторге. Как и некоторые родители, ссылаются на то, что гаджеты – частная собственность, и забирать их нельзя. Некоторые старшеклассники считают, что мобильники с интернетом – дополнительный источник информации, который помогает учиться. Кто-то скачивает электронные версии учебников и не носит бумажные. Но большинство ребят все же рассматривает гаджеты как развлечение и средство общения в социальных сетях. Полдня без этого в школе, к сожалению, для многих мука. Подливают масла в огонь и некоторые взрослые, переживающие за «потерю связи с ребенком».
– Дети копируют поведение родителей, – отмечает «Учитель года – 2017», педагог с 26-летним стажем Светлана Румянцева из Боровухской СШ №15. – Признаюсь, и мне как-то пришлось забирать у шестиклассника на уроке мобильный телефон. Он не мог учиться! Завис в игре, потому что дома это его главное развлечение. Не общение с родителями, а игры. Это ненормально. Учителя и администрация в этом плане должны помочь папам и мамам, посоветовать, объяснить. Только вместе можно побороть зависимость молодежи от «мобильных» развлечений.
Одна из самых технически развитых стран — Япония — еще в 2009 году ввела запрет на использование любых электронных устройств в школах. В 2018 году аналогичный запрет был принят во Франции, несмотря на сопротивление большой части парламентариев страны. Сейчас табу на использование гаджетов действует в школах в Азербайджане, Греции, Таджикистане. В Канаде вопрос решается на региональном уровне. Так, в Онтарио запрет на использование мобильных телефонов распространяется на все школы, а в Квебеке — только на государственные. В США все зависит от законодательства штата. В целом в большинстве стран мира пользование гаджетами так или иначе ограничивается.
Фото из открытых источников.