В преддверии республиканского Дня профилактики алкоголизма, который проводится 2 июля, стоит очередной раз напомнить об этом социальном недуге, который разрушает здоровье и личность человека. По статистике, каждый пятый попробовавший спиртное может стать хроническим алкоголиком.
В Витебской области сегодня на учете у наркологов состоит почти 20 тыс. людей с диагнозом «хронический алкоголизм», что почти на полтысячи меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На лечебно-профилактическом наблюдении находится свыше 9,6 тыс. придвинцев, из них более 1,5 тыс. несовершеннолетних. С одной стороны, наблюдается увеличение общего числа таких людей, находящихся в зоне внимания медиков и заинтересованных служб, что говорит об усилении профилактической работы и предупреждении развития заболевания. С другой стороны, все меньше детей попадает в неприятные ситуации, связанные с употреблением алкоголя.
Совместные усилия учреждений здравоохранения, образования, правоохранительных органов приводят к первым положительным результатам в борьбе с пьянством и алкоголизмом, которые тяжким бременем лежат на обществе. Однако проблема не теряет своей актуальности, требует внимания как в отношении людей, которые страдают заболеванием, их семей, так и в вопросах воспитания подрастающего поколения.
В этой связи редакция «Витебских вестей» и областной центр психиатрии и наркологии провели совместную «прямую линию». На вопросы читателей отвечала заведующая наркологическим отделением диспансера Ирина Щелкунова. Приведем некоторые ответы, которые могут оказаться важными для тех, кто тем или иным образом столкнулся с проблемой, и полезными для широкого круга читателей.
– Можно ли давать ребенку детское шампанское? Верно ли суждение некоторых родителей: пускай он выпьет рюмку того же вина или шампанского за праздничным столом дома, под присмотром взрослых, чем будет пробовать спиртное со сверстниками неизвестно где и в каких объемах?
Молодая мама, Орша.
– Категорически не сторонница того, чтобы дети, сидя за праздничным столом, на котором есть спиртное, поднимали свой бокал с соком, чокались со взрослыми. Пускай сегодня это безобидный напиток, завтра вместо него может оказаться алкоголь. Так же негативно отношусь и к детскому шампанскому. Ведь, допуская все это, родители, зачастую сами того не понимая, начинают культивировать в детях питейные традиции. А где гарантия, что в последующем сын или дочь не столкнутся с проблемой злоупотребления алкоголем?
Но самое главное, считаю, – мамам и папам надо изначально учить детей принимать самостоятельное решение, делать правильный выбор и не соглашаться на все, что предлагается в современном мире. К сожалению, сегодня у нас много молодых психически инфантильных людей. И в большинстве своем они незрелые как личности в силу слепой любви, гиперопеки родителей, которые все решают за них, ограждают от малейших проблем. Попав в иную среду, например, отправляясь на учебу в другой город, где рядом нет мамы и папы, ребенок сталкивается с реальной жизнью, и неизвестно, правильными ли будут его первые самостоятельные действия.
За наркологической помощью сегодня обращаются подростки, молодежь из вполне благополучных семей. Истоки проблемы в каждом таком случае могут быть самые разные: те же гиперопека, вседозволенность, высокий материальный достаток и бесконтрольность трат, неполная семья и манипуляция детьми при выяснении отношений между взрослыми. Давно уже нет такого стереотипа, что среди наших потенциальных пациентов только выходцы из пьющих и неблагополучных семей. Да, прослеживаются целые династии, где алкоголем злоупотребляют несколько поколений. Однако в нашей практике встречается много примеров, когда проблемы с чадом возникают у обеспеченных и самодостаточных людей.
– Молодому человеку 21 год. По инициативе участкового милиционера в связи с оформлением в лечебно-трудовой профилакторий он был направлен на лечение в Витебскую областную психиатрическую больницу. Выписавшись, в тот же день напился. Родным беседовать с ним бесполезно, не выходит из запоя. Как бороться?
Анжела, Витебск.
– Обращаю ваше внимание, что молодой человек был госпитализирован по инициативе органов внутренних дел, в связи с оформлением в ЛТП, а не по собственному желанию. Поэтому, возможно, он не получил полного объема лечения, так как находился прежде всего на обследовании.
Если был факт госпитализации, скорее всего, молодой человек состоит на учете и должен появиться у нас для контроля. С 29 июня психоневрологический диспансер переехал из помещения на ул. Гагарина, 10а, в здание, находящееся по адресу: ул. Коммунистическая, 6, напротив Витебской городской больницы №1.
При желании он может обратиться за лечением в дневной стационар диспансера. Здесь можно снять интоксикацию, получить медикаментозную, психотерапевтическую и психологическую помощь, пройти лечение от зависимости с помощью различных методик, в том числе аппаратных, кодирования по методу Довженко и прочих. Курс терапии подбирается индивидуально. Те, кто заинтересован в выздоровлении, как показывает практика, достигают хороших результатов.
Подчеркну, важно, чтобы человек согласился принять специализированную помощь, без этого лечение может не дать ожидаемого эффекта. В тот же лечебно-трудовой профилакторий страдающий алкогольной зависимостью отправляется не на принудительную терапию, а на принудительную изоляцию и медико-социальную реадаптацию.
– Если добровольно обращусь к наркологу по месту жительства, чтобы пройти лечение от алкогольной зависимости, поставят ли меня на учет и не потеряю ли я из-за этого свою работу?
Владимир, Орша.
– При добровольном обращении и согласии постановки на учет пациент получает помощь бесплатно, оплачивает только медикаменты. На период нахождения в стационаре выдается больничный лист.
Лица, поставленные на учет, имеют ограничения в трудоустройстве на ряд профессий, определенных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь. В частности, они не могут управлять транспортом, владеть оружием, не допускаются к работе, связанной с оборотом наркотических веществ, и прочее. Замечу, что многие ошибочно думают, что при постановке на учет трудоустройство невозможно. При прохождении пациентом медкомиссии нарколог выносит заключение о годности к работе в конкретной должности.
Важно понимать, что учет направлен на то, чтобы предупредить срывы, прогрессирование заболевания. Врач, оценив состояние пациента, может произвести коррекцию. Да и наблюдение у специалиста, как показывает опыт, организует человека. При достижении стойкой ремиссии на протяжении не менее 3 лет пациент снимается с учета, а при сохранности психических функций даже допускается к вождению.
Хочу пояснить: мы снимаем с учета, но не снимаем диагноз. Многие путают эти понятия. Как правило, речь идет не о полном выздоровлении, а о состоянии стойкой ремиссии. Если сформирована болезнь, есть риск срыва. Причиной обострения при хроническом алкоголизме является первый глоток спиртного. Поэтому человек должен понимать: если эмоции зашкаливают, приходят мысли, не успокоиться ли с помощью алкоголя, надо обязательно обратиться к специалисту. Доктор поможет снять тягу к алкоголю, выровнять эмоции, нормализовать сон, настроение, подлечить печень, при необходимости замотивировать к трезвости.
Кроме того, любой гражданин имеет право получить анонимную специализированную помощь. При таком обращении пациент на учет не ставится, однако лечение производится полностью на платной основе.
– Парень увлекается пивом. В течение рабочей недели выпивает по 0,5 или одному литру чуть ли не каждый день, а в выходные и того больше. Можно ли говорить об алкоголизме, ведь пиво считается слабоалкогольным напитком?
Мария, Полоцк.
– В слове «слабоалкогольные» ключевой корень – алкоголь, а значит, к таким напиткам надо относиться как к алкогольным. Общество более лояльно к пиву, чем к крепким спиртным напиткам, многие считают его более безобидным по сравнению с той же водкой. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Формируется стереотип поведения, когда вопросы социального общения, проведения мероприятий обязательно связаны со спиртным. У нас уже принят термин «пивной алкоголизм». Люди, постоянно употребляющие только пиво, также становятся алкоголиками. По мере привыкания, если идет формирование зависимости, увеличивается доза, в итоге общий объем алкоголя, содержащийся в выпитом пиве, может быть равным бутылке водки. А кроме того, чрезмерное количество жидкости отрицательно влияет на почки, которые не выдерживают такой нагрузки, это приводит к частому их поражению. Следует также отметить, что нынешнее пиво оставляет желать лучшего. Оно уже не производится по рецептам наших бабушек и дедушек, когда продукт месяцами созревал и выходили токсичные вещества в промежуточных процессах брожения. Промышленное производство ориентировано на быстрое удовлетворение массового спроса, оно не предусматривает естественные процессы брожения, использует ускоренное созревание, токсины не успевают выйти и поступают в организм. Не для кого не секрет, что в пиве есть и полезные вещества (витамины группы В и др.), но эти малые плюсы не покрывают более существенные минусы, чтобы за них держаться и тем самым оправдывать свое поведение. Но главное, что от пива человек, сам того не замечая, может перейти к более высокому градусу.
– Уговариваем брата закодироваться. Он же ни в какую. Более того, убежден, что это негативно повлияет на его психику. Имеет ли данная терапия побочные эффекты?
Анатолий, Витебск.
– Среди пациентов бытует ошибочное мнение, что после кодировки что-то нарушается. На самом деле перемены обусловлены не методом лечения, а действием алкоголя. Когда человек пьет, в эйфории все острые углы сглаживаются. Когда он прекращает употреблять спиртное, все изменения, наступившие в результате алкоголизации, сразу дают о себе знать, ничем уже не завуалированные. Состояние зависимого ухудшается не после кодирования, а с того момента, когда он начал выпивать. Поэтому посредством медицины необходимо помочь восстановить организм, адаптироваться к новому уровню обменных процессов, которые наступают при исключении из жизни алкоголя.
* * *
Те, у кого есть свои вопросы по теме пьянства и алкоголизма, их лечения, могут обращаться к специалистам наркологического отделения психоневрологического
диспансера Витебского областного центра психиатрии и наркологии по тел. 8 (0212) 60-29-15.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.