В Витебске все большие площади городских земель занимают стихийные захоронения домашних животных. Чем это чревато? И как упорядочить данный процесс? Эти и другие вопросы выясняла корреспондент «ВВ».
В кольце собачьих кладбищ
Эта проблема периодически всплывает в СМИ, резонанс от которой у кого-то образует волну возмущения, у кого-то – умиления. Поговорили, поспорили, повозмущались. И снова наступает штиль. До поры до времени, пока не произойдет что-то из ряда вон выходящее. Хотя один только факт размещения собачьего кладбища недалеко от железнодорожной станции Лучёса в водоохранной зоне, вблизи водозабора, должен поднять на ноги все службы, забить тревогу, чтобы срочно принять меры. Но нет. И без того немаленькое кладбище, занимающее почти полгектара земли, по-прежнему разрастается за счет новых захоронений. Об этом напоминают эпитафии на установленных гранитных плитах с изображениями собак и кошек.
И это не единственный стихийно возникший участок для захоронения животных в Витебске. Есть такой в парке имени Советской Армии. И хотя несколько лет назад стихийный могильник в Мазурино был ликвидирован, все равно владельцы собак организуют захоронения в красивейшем месте, где любят отдыхать взрослые с детьми.
Да что говорить об окраинах Витебска? Собачьи могилки появились и в центре города! Рядом с Витебским ЦСК в прибрежном овраге, где для ребят организована велосипедная трасса по пересеченной местности, возникла огороженная веревкой могилка с цветами. По всей видимости, хозяева любили в этом месте выгуливать своего питомца. В память об этом – новообразованная могилка. Первая. Лиха беда начало? Если не предпринимать никаких мер, то вскоре собачьи захоронения появятся во дворах, в палисадниках многоэтажек.
Перебор с любовью
Когда увидела эту могилку, не поверила глазам своим. Как так? Неужели владельцы домашних животных настолько ослеплены любовью к своим питомцам, что перестают различать грань между разумным и недопустимым?
Теперь всякий раз, спускаясь к Витьбе, придется лице-зреть эту могилку. Не знаю как кому, мне это, мягко говоря, неприятно. Сейчас стоит жара, а если животное закопали неглубоко и запахи разложения станут донимать тех, кто в двадцати метрах загорает на лужайке? А если какое-нибудь дикое животное раскопает могилку? А если вдруг случится ливень и смоет захоронение? Сколько таких «если» – не счесть. И все они так или иначе связаны с безопасностью горожан, которые никакого отношения к погребенному животному не имеют и иметь не желают. Об этом думают владельцы питомцев, когда решаются на такие действия? А знают ли они, что за самовольное погребение животных в неустановленных местах полагается наказание в виде штрафа до 30 базовых величин?
Никакие штрафы не пугают преданных хозяев, обезумевших от горя из-за потери питомца, в котором они души не чаяли. Погребают собак и кошек по-богатому: с установкой больших мраморных плит с изображением питомца и надгробных надписей типа «любим, скорбим, помним», цветами, игрушками. Иногда с крестами и лампадками. Безусловно, такой перебор с любовью, граничащий с неадекватностью, вызывает у многих отторжение и справедливое возмущение. Дескать, лучше бы деньги отдали на бездомных собак и кошек в приюте. А об отождествлении животных с человеком и говорить не хочется. Все это противоестественно.
Куда пойти, куда податься?
Тема захоронения домашних животных вызвала неоднозначную реакцию среди коллег, имеющих собак и кошек.
– А куда девать трупик Мурки, если она умрет? Не хотелось бы выбрасывать бывшую любимицу в мусорный контейнер. А если все владельцы собак и кошек пойдут по такому пути? Не выход, – делилась мнением одна «кошатница», которая однажды вынуждена была поступить именно так, завернув труп в тряпку и положив в коробку из-под обуви, а потом отправить в мусорный контейнер.
– У нас нет выбора: либо мы идем вразрез с законом и предаем земле питомца в ближайшем лесу или парковой зоне, либо отдаем на утилизацию, чего очень не хочется. При наличии официального места захоронения животных обязательно бы воспользовалась этим. Но, увы, в Витебске таких кладбищ нет, – отметила владелица йорка.
– Согласно Постановлению Совмина № 834 хоронить трупы животных можно только на скотомогильниках или в определенных местах, предназначенных для этих целей. Таких мест в Витебске нет. Мы же в основном работаем с больными животными, которые утилизируются в биотермической яме (скотомогильник) в Новке Витебского района, – отметил начальник Витебской городской ветеринарной станции Владимир Емельянов.
Официально отведенных мест для захоронения домашних питомцев в городе нет, а собачьи кладбища есть. И эта проблема с каждым годом усугубляется с учетом того, что количество собак и кошек, содержащихся в домашних условиях, растет. При хорошем уходе жизнь питомцев длится 12–15 лет. А потом все равно встает вопрос захоронения животного.
На конец прошлого года в ЖРЭТе г. Витебска было зарегистрировано без малого 4 тысячи собак и около 3 тысяч котов. Эти цифры далеки от реального положения дел, поскольку многие своих питомцев просто не ставят на учет.
Работники предприятия «Спецавтобаза» открестились от этой темы, дескать, не по адресу задается вопрос. Что касается трупов сбитых животных на городских дорогах, то они утилизируются в скотомогильнике сельхозпредприятия «Рудаково», с которым заключен договор. Отловленные бродячие собаки временно помещаются в приют. На полигоне ТКО нет ямы Беккари, о строительстве которой разговоры
велись еще лет 20 назад. Решение вопроса висит в воздухе до сих пор.
Под Минском есть крематорий для животных. За эту услугу частное предприятие берет приличные деньги. Но те владельцы, которые возводят памятники своим любимцам, могут изыскать и средства на кремацию. В Витебске такая практика, увы, не прижилась. Говорили, что один предприниматель организовал крематорий для животных, но клиентов было так мало, что пришлось свой бизнес свернуть.
Так кто должен контролировать этот процесс? В первую очередь, ветеринарная и санитарная службы. Но работники ссылаются на отсутствие официальных собачьих могильников. А коль их нет – нет и проблемы.
Без вмешательства городской власти проблему с кладбищами для животных не решить. Нужно срочно принимать меры. Искать приемлемые пути, которые бы устроили и «собачников», и горожан, и контролирующие службы, которые должны стоять на страже здоровья людей.
Фото Елены Башун, Эдуарда Бакевича и из открытых источников