Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Туризм

В Лепельском краеведческом музее об истории Березинской водной системы рассказывают с помощью современных технологий

 

– Переход в новое здание, обновленные экспозиции привлекают посетителей. К нам приходят школьники, отдыхающие, жители райцентра, и все находят интересную информацию, делают какие-то открытия для себя, – подчеркнула директор музея Алина Стельмах.

Не каждый именитый музей, а тем более районный, может похвастаться использованием самых современных технологий. А в Лепельском краеведческом музее они применяются. С середины апреля здесь действует постоянная экспозиция, посвященная истории Березинской водной системы. Что она собой представляет, можно понять из макетов шлюзов. Более того, смотритель в виде голограммы понятно и доходчиво расскажет, как система функционировала, какие работы приходилось выполнять.

– В мои обязанности входило содержание шлюзов и плотины в надлежащем порядке, открытие их и закрытие, пропуск различных судов, учет проходящего груза, – повествует голограмма. – Мы должны были следить за порядком на каналах и шлюзах, берега которых выкладывались камнями. Чтобы они не зарастали, надо было косить траву, вырубать лишнюю растительность. Местным жителям мы запрещали пасти скот вблизи берегов, самовольно устраивать переправы через канал. Работа смотрителя всегда была престижной. Нам платили хорошее жалованье и обеспечивали жильем с мебелью, посудой, рабочим инвентарем. Березинская водная система включала 112 зданий и сооружений, 13 шлюзов, 6 каналов.

 

Березинский канал, построенный в 1797–1805 годах на водоразделе рек бассейнов Черного и Балтийского морей (позже получил название Березинской водной системы), – это искусственный водный путь в 159 км. Начинался он от реки Березина, проходил через Сергучский, Веребский, Лепельские, Чашникский каналы до Западной Двины.

– Нельзя переоценить значение этого сооружения для социально-экономического развития Лепеля, – отметила директор музея. – Для местного населения оно стало важным источником существования. Сельские жители были заняты на вырубке леса и его сплаве. Условия труда были тяжелыми, работники болели ревматизмом, простудными заболеваниями, часто не доживали до старости. В небольшом местечке Лепель, которое уступало в XVIII веке Чашникам и Ушачам, обустроились обеспеченные чиновники из администрации Березинского водного канала, которые способствовали росту торговли. В Лепеле появляются добротные дома, мосты и набережные, строится Преображенский собор. Со временем по всем каналам и рекам водной системы были установлены верстовые столбы, а вдоль берегов Лепельского озера – круглые балки, возведены подъемные мосты для прохода судов. Кстати, в навигацию 1912 года по системе ходили один пассажирский пароход, один буксир и 58 непаровых судов. До Первой мировой войны пароходы барражировали по маршруту Борисов – Лепель. В 1805 году Лепель получил статус уездного города.

 

Экспозиция Березинской водной системы знакомит посетителей с интересными документами о строительстве и работе Березинского канала. В инфокиоске можно посмотреть фотографии, карты и другие материалы по истории данного гидротехнического сооружения. И даже деревянная скамейка в стиле ХХ века, на которую можно присесть, помогает погрузиться в такое далекое и одновременно близкое прошлое Лепельщины.

Фото Елены БАШУН


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ