Екатерина Барабанова — руководитель и художник-постановщик образцового кукольного театра «Батлейка» Шумилинского районного Дома ремесел, режиссер, скульптор, декоратор, бутафор, а еще… чуточку волшебница. Ведь загадочный мир кукол полон тайн и сказок, фантазий и творчества, а еще терпения и кропотливой работы.
Во время разговора с Екатериной Барабановой я заметила, что многие куклы очень похожи на своего автора, но каждая — со своим характером и изюминкой. Глядя на театральных (тростевых и перчаточных) кукол, понимаешь, перед тобой — произведения искусства, в которых так много красоты, света и благородства. Несомненно, я слышала, что папье-маше — это склеенная бумажная масса, но впервые увидела маленькие лакированные резиновые сапожки на куколке из… воздушного шарика!
— У меня много всякой всячины, — с воодушевлением рассказывает собеседница. — Я ничего не выбрасываю, храню ткани, пряжки, украшения с одежды, обуви и сумок. То, что любой другой наверняка выбросит, мне пригодится.
К слову, изготовлению кукол Екатерина нигде не обучалась, она самоучка. Но это не мешает раз за разом завоевывать новые награды на конкурсах различного уровня. А вдохновение мастерица черпает прямо из сказок.
— Для начала по мотивам того или иного произведения пишу сценарий, параллельно продумываю образы будущих кукольных героев, — поясняет Екатерина Барабанова. — Почему кукольный театр «Батлейка»? Это уникальный мир, где соседствуют радость и смех, фантазия и мудрость, счастье и вдохновение. Он нравится не только детям, но и взрослым. Ведь каждое новое представление навевает определенные воспоминания, поражает воображение, ненавязчиво поучает, тем самым вызывая восторг в душе зрителя.
На рождение одной куклы требуется не менее недели. За этот, казалось бы, небольшой срок мастер вкладывает в нее свои эмоции и частичку собственной души. На то, чтобы подготовить весь спектакль, у художника уходит до двух месяцев.
Изначально Екатерина продумывает образ, правда, она не рисует эскизы, а делает все с ходу, по памяти. Затем изготавливает голову, долго работает над лицом, это, пожалуй, один из самых сложных процессов. Следующий этап — тело и конечности... Потом придает кукле нужную форму и одевает, конечно же, не забывая о ресницах, усах, бороде, волосах. Все образы в ее творениях — реальные. Например, кукла с телефоном, у которой на голове бигуди, — такой ей представилась главная героиня песни Аллы Пугачёвой «Делу время».
— Поскольку мы, работники Дома ремесел, в том числе актеры, то самое сложное и важное — уметь управлять куклами, научиться сливаться с ними в единое целое и делать так, чтобы зритель поверил героям, — подчеркивает Екатерина Барабанова. — Поверьте, куклы — это целый мир, который привносит в нашу повседневную жизнь красоту, фантазию и вдохновение. Наверное, чтобы все получилось, необходимо быть вечным ребенком, сохраняя в себе доброту и непосредственность.
Фото Екатерины ЛЯХОВСКОЙ