В Арт-центре Марка Шагала, где были представлены фотоработы Юозаса Будрайтиса, состоялась творческая встреча с артистом, который входит в элиту литовского и советского кино. Он сыграл в более чем 100 картинах, в том числе вошедших в золотой фонд кинематографа: «Служили два товарища», «Щит и меч», «Это сладкое слово «свобода», «С тобой и без тебя», «Подранки», «Богач, бедняк», «Опасный возраст» и другие. Артист награжден большим командорским крестом ордена «За заслуги перед Литвой», а в прошлом году ему вручен специальный приз Президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».
В окружении фотографий, сделанных в 1970 — 1990 годы на съемках фильмов, Юозас Будрайтис поделился своими воспоминаниями и мыслями о кино, театре, семье, увлечениях. Начал рассказ с портрета супруги.
О фотографиях
Этот снимок жены я сделал, когда мы только поженились. Вита – первая и единственная моя любовь, мы вместе уже 45 лет. Я фотографировал жену, когда она смотрелась в зеркало. Искренность этого портрета заразила меня вглядыванием в человеческие лица. Это стало моим любимым занятием. В те времена я много ездил по разным городам, проводил немало времени в ожидании в аэропортах, на вокзалах и пристально вглядывался в лица. Это была хорошая школа, она дала мне больше, чем могло бы дать актерское образование. Фотографии отражают мою жизнь в 70-х — 80-х годах, когда я активно снимался. Тогда кино было моим образом существования, самореализацией. А сейчас к тем чувствам, которые переживал, добавляется еще и печаль, что мои дети выросли почти без меня. Радует только, что они стали порядочными людьми, и за это я благодарен жене, которая сумела их воспитать.
Я начал фотографировать на съемках картины «Щит и меч» в 1967 году. Первые снимки – Олега Янковского, Владимира Басова, Валентины Титовой. Эти и другие фотографии отражают мой след в кино. Мы отмеряли время не годами, а фильмами. Кино прежде снималось довольно долго. За это время некоторые влюблялись, иные даже женились. А если фильм состоял из нескольких серий, порой рожали детей. Вся жизнь проходила на площадке. Ждали, когда пойдет дождь, облака закроют небо или, наоборот, когда покажется солнце, чтобы продолжить съемку. Сейчас не обращают на это внимания, а тогда очень строго соблюдали. У актеров было много свободного времени, и проводили его по-разному. Некоторые просто сидели, другие курили, ловили рыбу, читали. А я ходил с фотоаппаратом, хотелось запечатлеть на память лица и глаза людей, которые мне были духовно близки. Подходил и говорил: «Посмотри прямо в объектив». Можно сказать, это постановочные фотографии, но в естественном антураже. Думал, когда постарею, буду разглядывать снимки и вспоминать дорогие лица, глаза. Из подсознания всплывут ощущения, которые я испытывал в прошлом. Но оказалось, что эти портреты интересны не только мне, но и другим людям. Когда снимал, не думал, что когда-нибудь буду их публично демонстрировать. Но директор московского Дома фотографии Ольга Свиблова убедила меня показать работы на выставке, которая состоялась в 2010 году на международном биеннале. Меня поразила реакция зрителей. Одна женщина смотрела на портрет Янковского и вытирала слезы, другая что-то шептала и гладила фотографию Леонова. Я долго потом размышлял: возможно, такое отношение объясняется иконопоклонением, которое есть у православных людей. Так или иначе, после этого я стал серьезно относиться к портрету.
О театре
Киноактер и театральный артист – разные профессии. Говорю исходя из собственного опыта. На режиссерских курсах в Москве я познакомился с Йонасом Вайткусом, в то время возглавлявшим Каунасский театр. Он меня пригласил сыграть в его спектакле. Я сначала отказался, ссылаясь на то, что не умею играть на сцене, ведь у меня не было актерского образования. Но потом согласился, когда почитал пьесу Ибсена «Строитель Сольнес», увлек герой-созидатель. В то время для меня наступило некое отчуждение от кино, тягостно было от ролей, которые исполнял. Они мне казались плоскими, неинтересными. Думал, что участие в спектакле меня каким-то образом очистит и окрылит. После этого я сыграл еще в нескольких театральных постановках, в том числе в «Трех сестрах» у режиссера Някрошюса. Исполнил даже Ленина в пьесе Шатрова «Синие кони на красной траве». Поначалу боялся, что кто-то подумает, что этой ролью я хочу сделать карьеру. Но спектакль получился таким, что его даже хотели запретить по идеологическим соображениям. Театр забирает много сил, очень нелегко перевоплощаться в другого человека, а затем выходить из этого состояния. Меня такому не учили, я действовал интуитивно, может, поэтому надолго меня не хватило. Сказал: я ухожу из театра и буду заниматься кино, которое по крайней мере знаю.
Об образовании
Я учился на юридическом факультете в Вильнюсском университете, был бы прокурором или адвокатом. В дипломе записано — «Специалист уголовного права». Судьба распорядилась иначе: я стал артистом. Но университетские знания по психиатрии и международному праву мне пригодились в жизни. В частности, когда занимал пост атташе по культуре посольства Литвы в России. Поначалу не понимал, как буду ходить каждый день на службу, сидеть в кабинете, писать отчеты. Но проработал министром-советником посольства 14 лет. Два года учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров при Госкино СССР в Москве.
О партнершах и ролях
Мне повезло. Я работал со всеми звездами российского и советского кино, среди них замечательные женщины: Марина Неелова, Анастасия Вертинская, Людмила Гурченко, Лия Ахеджакова, Алиса Фрейндлих, Софико Чиаурели, всех затрудняюсь перечислить. У каждой свой талант.
В советские времена мне часто предлагали роли иностранцев. Я был и миллионером, и журналистом, и даже королем французским. Играл и немцев, правда, не так много, чаще отказывался. Все фильмы мне дороги, даже плохие. Потому что это моя жизнь, мои страдания из-за того, что не мог быть с семьей.
О детях
У сына Мартина актерское образование, хотя я его отговаривал. Работал в театре, бросил, пошел официантом в кафе. Потом купил хлебопечку, одну, вторую, третью, стал выпекать хлеб, булочки. Но это продолжалось недолго. Со своим товарищем ОскарасомКоршуновасом, который сегодня стал очень известным режиссером, создали частный театр. Ездили со спектаклями по всему миру. А сейчас сына утвердили генеральным директором Национального драматического театра Литвы. Дочь Юстина живет в Лондоне. Актрисой не хотела быть, хоть и предлагали. Сказала: «Никогда!». В Италии, когда язык учила, приглашали на подиум, тоже отказалась. Окончила в Лондоне университет по специальности «Психология».
Об увлечениях
Я страстный любитель чтения. Видели бы вы мою квартиру, заставленную книгами! Утром выпиваю чашечку кофе, сажусь в любимое кресло и читаю. Увлечен живописью с детства, занимался графикой. С помощью картин передаю свое состояние, ощущаю течение жизни и нахожу себя.
О Витебске
Если бы мне еще недавно сказали, что буду выставлять свои работы в музее Марка Шагала, моего любимого художника, не поверил бы. Это великая честь. Я очарован Витебском! Правда, было мало времени, чтобы получше узнать ваш прекрасный город. Меня поразил домик, где родился Шагал. Хочу вернуться, когда станет тепло, и можно будет вольготно гулять по Витебску и смотреть на улицы, старые дома. Хочу еще раз дотронуться до стен дома художника, они показались мне очень живописными. Обязательно приеду.