Директор Лиозненской централизованной клубной системы — районного центра культуры Сергей Пивоварчик удостоен звания лучшего клубного работника года.
В свое время Сергей был самым молодым руководителем, в 2014 году, когда произошло объединение всех клубных учреждений района, ему было только 25 лет. Но уже за плечами – опыт работы худруком в Доме культуры агрогородка Зубки, директором ДК в Адаменках. Свою карьеру на культурном поприще он начал в 18 лет.
– Мама хотела, чтобы я стал экономистом. Но я решил по-своему. После окончания школы устроился в Зубковский сельский клуб и заочно поступил в Витебский колледж культуры и искусств на режиссерское отделение. (Позже окончил тоже заочно Смоленский государственный институт искусств). В 18 лет женился. Отработал четыре года, и меня назначили директором ДК в Адаменках. Это было известное не только в районе учреждение культуры благодаря фольклорному коллективу «Медуница», – вспоминает Сергей Пивоварчик.
Молодой директор записался в вокально-хореографический ансамбль, участники которого стали его творческими наставниками. И до сих пор, несмотря на директорскую загруженность, старается не пропускать ни одного выступления, ездит с «Медуницей» по деревням, поет и танцует на зажинках, дожинках.
– Я очень люблю надевать белорусский костюм, исполнять народные песни. Получаю удовольствие, когда пою. Это, можно сказать, зов души, – поясняет Сергей.
Любовь к песне у него от бабушки. Она была известной певуньей, с 14 лет работала на ферме и всю жизнь занималась в художественной самодеятельности. Но могла бы стать и профессиональной хористкой.
– У нас был родственник – генерал в Санкт-Петербурге. Он пригласил бабушку к себе в гости, и она попала на прослушивание в какой-то известный хор. Прошла. Но не решилась остаться в большом городе, дома ждали шестеро детей. А меня поддерживала, довольна была, что нашел дело по душе, – рассказывает Сергей.
У него самого тоже немаленькая семья – четверо детей. Все девочки красотой в маму и артистки в папу. Первый артистический опыт Сергей Пивоварчик получил на свадьбах. Будучи директором Адаменского ДК, работал тамадой, причем оформлял это как положено – приходил вести торжество с билетами, а все доходы шли на нужды Дома культуры.
И сегодня руководитель заботится, чтобы сельские очаги культуры были на высоте, обеспечены всем необходимым. А их у директора 16 плюс районный центр культуры, Дом ремесел, автоклуб. В свое время Лиозно и Шумилино первыми на Витебщине опробовали объединение клубной системы района, которое позволило улучшить и материальную базу, и творческую составляющую.
– Мы проводим много смотров, праздников, в которых участвуют все сельские клубы. Один из новых проектов – «Вкусный променад». Он родился, когда началась пандемия. Решили выйти в интернет. Записывали на видео рецепты наших бабуль и выкладывали в соцсетях. И сразу поняли, что людям это надо. Было по 3 – 5 тысяч просмотров, более 2 тысяч подписчиков, – рассказывает Сергей Пивоварчик.
Онлайн реализован проект «Наследники Победы». Видео с номерами художественной самодеятельности прислали все сельские учреждения культуры. Прошли также дистанционные смотры творчества коллективов. Появилось ток-шоу «В пятницу вечером», которое после записи выкладывали
в интернет.
– Многие так привыкли к нашим интернет-трансляциям, что после очередного мероприятия, которое мы уже проводим с участием зрителей, спрашивают: когда выложишь на сайт? Но это не мешает собирать полные залы. За две недели до предстоящего конкурса «Точь-в-точь» уже продано 60 билетов в зал на 280 человек, – поясняет директор.
Сергей не скрывает, что «Точь-в-точь» скопирован с известного телешоу, но в Лиозно этот проект можно назвать оригинальным. Ведь участвуют в нем не профессиональные артисты, а представители разных профессий, и порой далеких от творческих, – медики, грузчики, коммунальники, работники АЗС и т. д. Главная цель всех мероприятий, по убеждению Сергея Пивоварчика, – привлечь зрителей и открыть новые таланты.
Есть на Лиозненщине брендовые проекты. Это прежде всего областной фестиваль «Песні сунічных бароў», который претендует на статус международного, фольклорный фестиваль «Бабулін скарб». На протяжении пяти лет проводится церемония вручения премии «Сунічка». Культурную жизнь района трудно представить и без таких проектов, как «Куток беларускай хаткі», «Танцуй, не лянісь!», «Сукенка з бабулінага куфэрка», «Граюць музыкі!», конкурса снопов и смотра-конкурса бытовых танцев «Вянок беларускіх танцаў», декады театрального творчества «На мяжы з думкай пра тэатр», праздника устного народного творчества и самобытного юмора «З невычэрпнай кайстры Несцеркі» и других.
– В этом году на День города мы впервые решили провести праздник ремесла. Пригласили гостей из других регионов Витебщины. Организуем конкурс по 15 номинациям. Хотим показать, чем занимаются мастера на Лиозненщине, какие ремесла возрождают, посмотреть на соседей. Я бываю в разных местах, интересуюсь, как там работают коллеги. Но убежден, что в Лиозно не должно быть так, как в других регионах области. У нас есть свои особенности, свои изюминки, – уверен руководитель клубной системы.
Сергей Пивоварчик признается, что творческие задумки к нему приходят даже ночью. Не может уснуть, пока не поделится с коллегами. Директор – приверженец командного стиля работы. Каждый предлагает идею, вместе ее обсуждают, а затем реализуют. В числе единомышленников и помощников Сергей называет своего зама Ольгу Михмель, заведующую методическим отделом РЦК Анну Чепикову, заведующую отделом фольклора и народных традиций РЦК Анну Мокроусову, художественного руководителя РЦК Жанну Лукину и еще много увлеченных творчеством людей, которые встречались на его пути. Поддерживает все начинания и местная власть.
– Хочется, чтобы все мероприятия проводились от души, чтобы зрители восхищались и аплодировали, еще и еще раз приходили в учреждения культуры, – говорит Сергей Пивоварчик и делится пока нереализованными проектами. В их числе – мюзикл, который можно было бы поставить в Лиозно.
А еще Сергей мечтает выйти на сцену с младшими дочками Алиной и Ариной.
В четырех деревнях Лиозненского района сохранились свои традиции исполнения кадрили, их так и называют — перемонтовская, адаменская, ковалевская и высочанская. Эти народные бытовые танцы претендуют на статус нематериального культурного наследия Беларуси.
Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.