В Витебске прошел День израильской культуры. Организатором мероприятия выступил Израильский культурный центр при Посольстве Израиля в Беларуси, который уже давно сотрудничает с Витебском и реализует здесь немало культурных и образовательных проектов.
Программа была насыщенной и ориентированной главным образом на молодое поколение. «Израиль – праздник молодежи» – так была определена тема лекции первого секретаря посольства Анны Кейнан, с которой она выступила перед студентами Витебского госуниверситета им. П. Машерова. В центральной городской библиотеке им. М. Горького была представлена выставка израильской литературы и прошли литературные чтения, посвященные писателю Меиру Шалеву, которого критики называют израильским Маркесом.
«Кірмаш цудаў» – так называется выставка, открывшаяся накануне рождественских и новогодних праздников в областном методическом центре народного творчества. На ней представлено более 400 авторских кукол-оберегов и аутентичных игрушек, выполненных из соломки, глины, лозы, дерева, лент, кожи, лоскутов и даже теста. В экспозиции свои работы представили 120 народных мастеров из 25 домов ремесел области. Благодаря им на Витебщине популяризируется изучение и сохранение особенностей создания традиционных кукол и игрушек.
Как пояснила ведущий методист Екатерина Горючко, раньше эти аутентичные изделия имели символическое значение и не предназначались для игры. Они служили оберегами, которые должны были охранять дом и людей от злых духов. Для каждого конкретного случая была своя игрушка-оберег.
Спець з расійскай рок-зоркай Дзіянай Арбенінай даўно марыў малады полацкі музыкант Ігар Палынскі. І лёс даў яму такі шанец на юбілейным канцэрце, што прайшоў у Маскве 5 снежня і быў прысвечаны 20-годдзю вядомай рок-групы «Начныя снайперы».
Ігару 20 год, ён завочна вучыцца ў Інстытуце журналістыкі БДУ і працуе ў газеце «Полацкі веснік». А ў вольны час захапляецца рок-музыкай: піша песні, грае на гітары і спявае ў гурце «Горад N», які быў створаны ў Полацку ў 2009 годзе і ўжо паспеў заявіць пра сябе на айчынных і замежных фестывалях.
Фестываль песні «Я спяваю» пройдзе ў Браслаўскім РДК 15 снежня. Ён арганізаваны аддзелам ідэалагічнай працы, культуры і па справах моладзі райвыканкама разам з індывідуальным прадпрымальнікам Сяргеем Садоўскім пры дапамозе спонсараў.
Мерапрыемства прысвечана 60-годдзю вядомага музыкі Андрэя Макарэвіча і праводзіцца з мэтай падтрымаць таленавітую моладзь з розных куткоў Браслаўшчыны. Кожны ўдзельнік выканае дзве кампазіцыі. Адну – з рэпертуара рок-зоркі ці гурта «Машина времени», другую – на ўласны выбар.
Это мероприятие собрало в круглом зале КЗ «Витебск» лучших шесть пар новогодних персонажей из Витебска, Орши, Ушачского, Бешенковичского и Витебского районов.
Какие они, настоящие Дед Мороз и Снегурочка?
Жители и гости нашего города уже могли увидеть «Сон в летнюю ночь» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Ревизора» Н. Гоголя, «Бабу Шанель» Н. Коляды, «Фотоаппараты» по пьесе П. Гладилина. В планах Коласовского театра пригласить в нынешнем сезоне режиссера этих спектаклей, основателя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича на постановку «Ромео и Джульетты». Так что Витебск совсем не чужой город в творческой биографии режиссера.
«Гарлем Госпел Хор», который многие называют «Ангелы Гарлема», уникален тем, что выступает как в самых красивых храмах мира, так и в светских залах. Лучшие голоса «черной» Америки, которые 26 лет назад отобрал знаменитый продюсер Алан Бейли, исполняют блюз, соул, фанк, джаз, спиричуэлс, а также признанные мировые хиты из репертуара Стиви Уандера, Майкла Джексона, «TheBeatles» и других. Но основа их репертуара — радостная и зажигательная музыка госпел (афроамериканские песнопения, прославляющие Господа).
Этот жанр появился в среде темнокожего населения Америки на основе протяжных и чувственных духовных песен. От исполнителей католических или православных возвышенных хоралов госпел-певцы отличаются радикальной веселостью. По голливудскому кино многим знакомо это заразительное шоу. И «Гарлем Госпел Хор» примечателен мощнейшей энергетикой и чувством юмора. Они заводят зал с первых нот и не отпускают до последних композиций!
Всю эту неделю в Концертном зале «Витебск» областного центра проходят мероприятия фестиваля «Новогодние фантазии».
Помимо универсальной выставки-ярмарки товаров белорусскоголегпрома для покупателей, насыщенной деловой программы для бизнес-кругов организаторы подготовили и яркую предпраздничную программу для всех гостей.
В репертуаре коласовцев появился интеллектуальный спектакль, рассчитанный на думающих зрителей. Любителей комедийных антреприз, заполняющих большие залы, вряд ли заинтересует эта камерная постановка. Но истинных поклонников Мельпомены, ждущих от театра художественных открытий, данная премьера порадует. Речь идет об «Осенней сонате», поставленной Игорем Бояринцевым.
Режиссер изначально взялся за рискованное дело – создать сценическую версию знаменитого фильма Ингмара Бергмана. Те, кто смотрел ленту с Ингрид Бергман и Лив Ульман в главных ролях и пришел на спектакль, с трудом представляли, как можно иначе трактовать эту историю двух женщин. Другие действующие лица, как в кино, так и в театральной постановке, лишь подыгрывают главным героям, усиливая психологический дуэт.
В Национальном академическом драматическом театре им. Я. Коласа в Витебске с аншлагом прошел авторский вечер народного артиста Льва Дурова «Монологи и байки».
Скептики, которые поверили распространившимся накануне в Интернете слухам о критическом состоянии любимого миллионами актера и не рискнули покупать билеты на его программу, однозначно проиграли. Несмотря на перенесенный в августе перелом шейки бедра, Лев Константинович на протяжении почти двух часов заряжал искрометным юмором аудиторию, то и дело взрывавшуюся здоровым смехом и аплодисментами. Сонму современных артистов разговорного жанра с плоскими, донельзя примитивными остротами многому стоило бы поучиться у этого патриарха. На встречу в основном пришли люди среднего возраста. Что поделать, нынешняя молодежь в своем большинстве воспитана отнюдь не на образах благородного капитана мушкетеров де Тревиля или добрейшего «гуру каратэ» Сан Саныча из фильма «Не бойся, я с тобой!». Кстати, актер признался, что скоро должно выйти его продолжение, которое снял все тот же неувядаемый Юлий Гусман.
В Северной столице России будет установлена мемориальная доска нашему земляку – известному художнику Марку Шагалу. Соответствующее решение принял комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и утвердил эскиз архитектора Вячеслава Бухаева. Об этом сообщает «РИА Новости».
Доска появится в марте следующего года на фасаде дома № 7 в Перекупном переулке, где художник жил с 1915 по 1918 годы.
Заключительным аккордом нынешнего фестиваля стало чествование победителей национального конкурса. На открытии IFMC-2013 председатель международного жюри Раду Поклитару сказал, что ждет от белорусских танцоров чуда. И оно, по его убеждению, произошло.
Два замечательных концерта подготовила на этой неделе для витеблян и гостей города областная филармония. В среду, 27 ноября, любители классической музыки познакомятся с новой программой витебского симфонического оркестра. В нее вошли произведения Бетховена, Свиридова, Штрауса.
В этот же вечер публике будет представлен второй дирижер оркестра, выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова Павел Любомудров.
Вчера в Витебске торжественно открылся Международный фестиваль современной хореографии IFMC-2013. Но начался он еще в минувшее воскресенье концертом в Национальном Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. На академической сцене в Минске выступили Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова» и компания танца «Фреска» из Израиля. Панфиловцы показали свою давнюю работу «Клетка для попугаев», израильтяне – спектакль «Церберы». А во вторник, 19 ноября, с этой постановки на тему древних мифов началась неделя современной хореографии в Витебске.
Танцевальный коллектив «Фреска» впервые на витебском фестивале, но его хорошо знают не только в Израиле, но и в Китае, Корее, Польше, Румынии, Италии, многих других странах. Создан он в 2002 году хореографом ЙорамомКарми. Суть творческого процесса, как поясняет основатель коллектива, – идея движения как искусства выражения мыслей и чувств. Она в полной мере просматривается в спектакле «Церберы». В основе постановки – мифологические сюжеты, связанные с многоголовым псом, охраняющим выход из царства мертвых. Хореограф по-своему с помощью языка танца трактует образ этого существа, который не позволяет человеку перешагнуть определенную грань.
Международному музыкальному фестивалю имени И. И. Соллертинского исполняется 25 лет.
В одной из питерских газет музыканты с мировыми именами, выступавшие в Витебске, делились впечатлениями и искренне удивлялись: как удается небольшому белорусскому городу, где даже нет оперного театра, много лет удерживать такой фестиваль, причем на самом высоком уровне? Действительно, за четверть века его участниками были представители артистической элиты, на чьи концерты в других странах и городах трудно попасть, а билеты раскупаются за несколько месяцев.
Толочинский Свято-Покровский женский монастырь вошел в Государственную инвестиционную программу «Реконструкция с реставрацией памятника архитектуры XVIII века».
Уже не первый год храм при Свято-Покровском монастыре в Толочине находится в объятиях строительных лесов. До 2013-го настоятельница монастыря матушка Анфиса с сестрами пытались своими силами проводить ремонт, но нужна была и реставрация, что уже сложнее. И сейчас, благодаря тому, что памятник архитектуры и истории оказался во внимании не только района, но и области, республики, работы идут полным ходом.
Уникальная выставка из фондов областного краеведческого музея откроется завтра, 20 ноября, в витебской ратуше. Наверное, это будет и самая короткая по срокам экспозиция, она продлится всего 5 часов: с 10.00 до 15.00.
Как поясняют сотрудники учреждения, это подарок горожанам и гостям Витебска в честь 95-летия одного из старейших и богатейших музеев Беларуси. Его история началась в XIX столетие, когда в 1868 году в городе был открыт первый музей при губернском статистическом комитете. В 1918 году создан Витебский губернский музей на базе частной коллекции Антона Бродовского. А в 1924 году открылось Витебское отделение Белгосмузея, основу которого составили коллекции ранее существовавших музеев: церковно-археологического, Витебской учeной архивной комиссии, древностей при Витгубстаткомитете, частных собраний Вацлава Федоровича и Антона Бродовского. С этого времени музей многие десятилетия располагается в ратуше – памятнике архитектуры XVIII века, которая по праву является символом Витебска.
Художественный руководитель и директор Национального театра имени Якуба Коласа Валерий Анисенко заканчивает работу над спектаклем по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Он сам написал инсценировку, а перевод на белорусский сделал Петр Ламан. Автор сценографии и костюмов – Андрей Жигур. Судя по заявленной программе, в спектакле будет использован и мультимедийный прием, его разработкой занимается Михаил Лавицкий.
В свое время автобиографическая повесть Павла Санаева буквально взорвала книжный рынок, тираж книги составил более полумиллиона экземпляров, и сегодня автор входит в десятку самых популярных писателей России. В литературном произведении идет речь о восьмилетнем Саше Савельеве. Мальчик живет у дедушки с бабушкой, которая не доверяет воспитание ребенка матери. Она ненавидит и осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа. Ее «самоотверженная» забота о внуке, больше похожая на издевательство, помогает ей ощущать собственную значимость и острее упиваться «страданием». Ребенок, которого она воспитывает во вражде к матери, плохо поддается обработке сознания и пытается вырваться из-под пресса домашней тирании.
Сразу несколько выставок открылось в областном центре в рамках Дней культуры Латвии в Витебске. Традиционно они проходят накануне празднования Дня независимости, который наши западные соседи отмечают 18 ноября.
В Арт-центре Марка Шагала экспонируются живописные работы рижской художницы Агнии Германе. Здесь представлены портреты, пейзажи, абстрактные композиции, которые автор объединила под одним названием – «Дефрагментация чувств». «Дефрагментация и чувства – понятия абсолютно несовместимые. Чувство невозможно вычислить, оно бесконечно и безразмерно, но художники могут совершать чудеса. Они фиксируют и фрагментируют чувства на холсте, заставляя их жить там и заряжать зрителей сопереживанием», – пояснила на открытии своей экспозиции Агния Германе.
О феномене Витебской художественной школы рассуждают искусствоведы, работники музеев и художники из Беларуси и Голландии, которые участвуют в конференции, открывшейся вчера в Витебском центре современного искусства.
Научные чтения приурочены сразу к двум юбилеям: 100-летию здания на ул. «Правды», 5 (бывшей Бухаринской, 10), в котором в 1919 году уполномоченный Коллегии по делам искусств в Витебской губернии Марк Шагал открыл народное художественное училище, а также к 120-летию известной художницы, принадлежавшей к утвердителям нового искусства Веры Ермолаевой. Она после отъезда Шагала из Витебска стала заведующей училищем.