В репертуаре коласовцев появился интеллектуальный спектакль, рассчитанный на думающих зрителей. Любителей комедийных антреприз, заполняющих большие залы, вряд ли заинтересует эта камерная постановка. Но истинных поклонников Мельпомены, ждущих от театра художественных открытий, данная премьера порадует. Речь идет об «Осенней сонате», поставленной Игорем Бояринцевым.
Режиссер изначально взялся за рискованное дело – создать сценическую версию знаменитого фильма Ингмара Бергмана. Те, кто смотрел ленту с Ингрид Бергман и Лив Ульман в главных ролях и пришел на спектакль, с трудом представляли, как можно иначе трактовать эту историю двух женщин. Другие действующие лица, как в кино, так и в театральной постановке, лишь подыгрывают главным героям, усиливая психологический дуэт.
Но предвзятое отношение к театральной работе исчезло после первой мизансцены. Авторы постановки воспользовались лишь сценарием, придуманным Бергманом, отрешившись от аналогий с фильмом.
В центре повествования – история взаимоотношений матери и дочери, самых родных людей, пытающихся найти утерянную, кажется, безвозвратно духовную связь. Роль матери Шарлотты исполняет Лариса Антосева. Актрисе удалось создать образ женщины, талантливой пианистки, поставившей карьеру выше своих детей. Только после потери мужа, когда осталась одна, женщина поняла, что выбранная ею свобода привела к одиночеству. Ее старшая дочь Ева (ее играет Нина Обухова) тоже одинока, хотя рядом любящий муж, младшая сестра-калека, нуждающаяся в постоянной заботе. Но душа ее одинока без любви.
Игорь Бояринцев определил жанр спектакля как ночной разговор. Сценическое действие лишь усиливает его, акцент сделан именно на эмоции артистов. Режиссер использует минимум декораций, только стулья, пианино, инвалидное кресло и прозрачный занавес. В такой постановке недопустимо переиграть, зритель, сидящий лицом к лицу с исполнителями (спектакль играется в театральном фойе), сразу почувствует фальшь. В целом актеры справились со сложной задачей передать тонкие нюансы взаимоотношений и чувств героев. Особенно следует выделить игру Ларисы Антосевой, которая раскрылась в этом спектакле как глубокая драматическая актриса. К удачам постановки можно отнести и образ младшей дочери Шарлотты Елены, который создала Марина Петрова. Она настолько естественна на сцене и трудно представить, что у Марины нет никакого театрального образования.
В спектакле также заняты Геннадий Гайдук и Владимир Сивицкий, играющие по очереди роль Виктора, мужа Евы, и Елена Гринь (вторая сценическая Елена).
«Осеннюю сонату» стоит посмотреть. Это интеллектуальный спектакль о любви, ее отсутствии и надежде на обретение.