Жители и гости нашего города уже могли увидеть «Сон в летнюю ночь» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Ревизора» Н. Гоголя, «Бабу Шанель» Н. Коляды, «Фотоаппараты» по пьесе П. Гладилина. В планах Коласовского театра пригласить в нынешнем сезоне режиссера
этих спектаклей, основателя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича на постановку «Ромео и Джульетты». Так что Витебск совсем не чужой город в творческой биографии режиссера.
– В вашем городе у нас свой зритель, своя публика, а для меня как для белоруса еще и родные люди. Здесь всегда потрясающий прием, это просто счастье – выступать на здешней сцене, – признался Валерий Белякович.
– Можно ли сказать, что витебский зритель отличается от московского?
– На «Славянском базаре» на наши спектакли приходят не только витебляне, но и гости города. Принимают тепло, как и в Москве, может, только более доброжелательно.
– В Театре на Юго-Западе идет около 30 спектаклей. На чем основывался выбор постановок для Витебска?
– В этом году мы решили показать одну из последних премьер («Фотоаппараты») и «Укрощение строптивой» – легкий, веселый спектакль.
– Вы считаете, что в период тотальной эмансипации идея «Укрощения строптивой» все еще актуальна?
– Вот как написал Шекспир это 400 лет назад, так до сих пор и актуально.
– Спектакль «Фотоаппараты» очень необычен. Что вас привлекло в этой пьесе Гладилина?
– Во-первых, я люблю, когда актер играет не людей, а нечто другое. Допустим, в «Бабе Шанель» мужики создали образы старых теток, а здесь артисты представляют насекомых и зародышей. Этот момент театральности очень важен для меня. Я придумал интересное оформление. И, в конце концов, тема сама по себе занимательная: связь двух живых миров. В пьесе много чего намешано, это меня привлекло. И в результате получились две хорошие роли для ведущих актеров: Олега Леушина и Алексея Матошина.
– Ваши спектакли невозможно перепутать ни с какими другими.
– У нас уже своя театральная школа. В чем ее особенности? Прежде всего, это открытое общение, такое, как, например, в цирке, где клоуны работают на публику, как в народном уличном театре. Вот эти основные принципы площадной театральной школы актерского искусства воплощены в Театре на Юго-Западе. У нас не бывает стульев на сцене, никто не сидит – артисты находятся в постоянном движении.
– Что собираетесь ставить в ближайшее время?
– Сейчас у нас в театре трудное время – ремонт идет, и наверняка не удастся выпустить ничего существенного. А в перспективных планах – «Отелло» на московской сцене, «Ромео и Джульетта» в Витебске. Зовут на постановки в другие театры, в Японию.
– Вы говорили, что не потерпите, если кто-то еще будет ставить спектакли в вашем театре. На сегодняшний день в репертуаре появились постановки нынешнего художественного руководителя театра Олега Леушина. Как вы к этому относитесь?
– Дело в том, что многое изменилось, и все время что-то меняется. Я недолго проработал в театре им. Станиславского и ушел оттуда. Как бы сделал большой крюк в сторону, как говорит один из моих героев, «чтобы верным и кратчайшим путем вернуться к цели», то есть опять в «Юго-Запад». Два года театром руководил мой ученик. Но это не значит, что меня здесь не было. Я был, но времени для постановок не хватало, поэтому бремя режиссера-постановщика легло на плечи Олега Леушина. Он поставил два спектакля – это было необходимо для жизни театра.