Уроженец Сенненского района Леонид Кожарский любил петь с детства – в школьном хоре и просто для души. Когда шел из школы два километра до дома, его «Коробейники» разлетались по окрестностям, и мать, издалека услышавшая голос сына, ставила разогревать еду…
Красивый драматический тенор солиста областной филармонии Леонида Кожарского, отличающийся ровным звучанием, насыщенностью красок и широким диапазоном, знаком всем витебским любителям классической музыки. Певец хорошо владеет техникой итальянского бельканто с ее ровностью и легкостью звука. Артист быстро перевоплощается, исполняя партии персонажей мировых шедевров оперного искусства. Песенка Герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто», ария Калафа («Турандот» Дж. Пуччини), «Застольная песня» («Травиата» Дж. Верди)– эти и другие арии из опер и оперетт благодаря Леониду можно услышать на витебской сцене. На языке оригинала он исполняет романсы, русские, белорусские, украинские и неаполитанские народные песни, радуя публику высоким исполнительским мастерством, которого достиг благодаря учебе в сильнейшем музыкальном вузе страны и работе в одном из лучших оперных театров России.
После школы Леонид поступил в витебское музучилище, вскоре ушел в армию. Демобилизовавшись, забрал документы и отправился в столицу, работал на предприятиях. Но мечта привела его в Государственный театр музыкальной комедии Беларуси, где после прослушивания его зачислили в хор. Затем была учеба в Минском музучилище и Белгосконсерватории им. А. Луначарского (к слову, поступить туда в те годы было необычайно сложно – набирали около 15 человек со всего «Союза»).Студент ходил в Большой театр оперы и балета, где напитывался яркими впечатлениями от пения выдающихся теноров ХХ столетия –народного артиста БССР Зиновия Бабия и народного артиста РСФСР Александра Дедика.
– Это были мастера старой плеяды, которые учились у очень требовательных педагогов и также относились к себе, – замечает собеседник.
Творческий путь Леонида Кожарского начался в 1984 году в Свердловском государственном академическом театре оперы и балета, куда он (единственный с курса) был приглашен после окончания консерватории. Перед молодым человеком открылись большие горизонты. Именно здесь произошло его становление как вокалиста. Первой на большой сцене для Леонида Кожарского стала партия Самозванца в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».
В Свердловском театре произошла судьбоносная для исполнителя встреча. Народный артист РСФСР, педагог, лирический тенор Артур Жилкин, с котором делили гримерку, помог новичку поставить голосовой аппарат и достичь более свободного посыла звука. В театре Леонид исполнял ведущие партии –Гвидона в «Сказке о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, Пинкертона («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Паолино («Тайный брак» Д. Чимарозы), Паяца (Р. Леонкавалло). Свердловская опера была одним из первых оперных театров СССР, поставивших итальянскую оперу на языке оригинала.Театр гастролировал в Москве, Новосибирске, Перми, и всюду труппу ожидал успех.Как-тона гастролях Леониду довелось срочно заменить заболевшую звезду – Артура Жилкина и успешно спеть партию Лыкова в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую учил в студенчестве.
В Витебск, где ждала семья, Леонид Кожарский вернулся в 1989-муверенным в своих силах, в хорошей творческой форме. У витебской публики появилась возможность прикоснуться к оперному искусству. В репертуаре вокалиста более 250 разножанровых произведений. Онвыступает с сольными программами, с октетом балалаек «Витебские виртуозы», концертировал в Беларуси, России, Германии, Польше, Украине.
– Для вокалиста важно непрерывно, всю жизнь работать над собой, быть в хорошей форме, духовно обогащать себя, чтобы было что сказать людям, – уверен Леонид Кожарский, который в свободное время любит слушать Марио Ланца, Лучано Паваротти и других итальянских исполнителей. – Впитывая классическую музыку, человек поднимается на более высокий уровень, так считают многие великие музыканты. Публика сегодня не такая подготовленная к восприятию классической музыки, как 20 лет назад, но, если зритель неслучайный, внимательный, это сразу чувствуется. Думаю, музыкальное образование очень важно для детей. Оно дает стимул для роста человека, расширения его потенциала, обогащает духовно. Ребенок, окончивший музыкальную школу, всегда будет на голову выше других, ведь для него открыт другой мир – мир музыкального искусства.
За многолетний труд в отрасли культуры, личный вклад в эстетическое воспитание слушателей Леонид Кожарский награжден почетными грамотами Министерства культуры и Национального собрания Беларуси.
Супруга Леонида Александровича Екатерина Кожарская, с которой они вместе со студенческой скамьи, долгие годы преподавала в Витебском музыкальном училище. Вместе они воспитали сыновей Тимофея и Александра, оба имеют музыкальное образование, хоть и не связали жизнь с музыкой. У Кожарских подрастают три внучки и внук.
Концертная программа «Горели звезды…» Леонида Кожарского, посвященная 40-летию творческой деятельности, состоится 15 марта в 19.00. В название легли строки из знаменитой арии Каварадосси из оперы «Тоска» Дж. Пуччини. В концерте примут участие Оксана Новикова(сопрано), Елена Павленкова (сопрано).