Выставка-конкурс мастеров древних и забытых ремесел открылась в Витебске в областном методическом центре народного творчества.
В экспозиции, которая заняла два зала, представлены реплики шедевров народного искусства и авторские произведения редких ремесленных технологий. В их числе художественная обработка бересты, бондарские изделия (кадки, баклаги, тазы), сквозная резьба (белорусская резь), кафель, кованые ветряки и кресты, традиционные кожаная обувь и рукавицы, шаповальство, редкие виды ткачества, лубочные гравюры, роспись по стеклу, лаковая миниатюра и другие.
Среди редких экспонатов – тканный с соломкой пояс. Это реконструкция музейного раритета – единственного сохранившегося экземпляра древнего ремесла.
К уникальному народному рукоделию относится и ткачество в технике «синелька» (из ниток и тканей), которой овладели только три мастера на Витебщине: Наталья Петрович из Докшиц, Анжела Лукьянец и Наталья Парахневич из Браслава. А технология расписных ковров, возрожденная в Глубокском, Докшицком, Шарковщинском, Браславском и Поставском районах, внесена в список нематериального историко-культурного наследия Беларуси. Произведения народных умельцев представлены в экспозиции. Как и платки с набивным рисунком.
Забытое ремесло набойки (название от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя) три года назад освоили на Городокщине.
Главное место в одном из залов занимает проект облицовки печи-камина, которую собираются установить в Культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо Витебска «Двина». Изразцы для нее выполнила мастер по керамике Людмила Ковальчук (на фото). Последние 15 лет она работает над авторским проектом по возрождению витебской майолики XVIII века.
– Витебская майолика имеет свои характерные черты, выраженные в рельефе, цвете (синий, коричневый, желтый и зеленый), рисунок обычно заимствовали с вышивок. Она была заметным явлением, представляла один из видов дорогой высококачественной продукции, конкурировала с новгородскими, рижскими, псковскими изделиями. В витебском Задвинье находился заводик, который выпускал суповые вазы, аптечную посуду, декоративные блюда, чашки, тарелочки. Даже свистульки майоликовые изготавливали. Я загорелась идеей возродить это ремесло, – рассказывает мастер.
Изготовление майолики – процесс трудоемкий, изделия требуют высокого обжига. Для письма по сырой эмали нужны особые навыки, так как рисунок не допускает исправлений, его необходимо выполнять четко, не прерываясь. Своим искусством росписи Людмила Ковальчук поделилась на мастер-классе, который прошел на открытии выставки.
Фото Дмитрия Осипова