Говорят, «буслы» – изначальная, родовая сила белорусов: эти белокрылые птицы приносят счастье и оберегают жилища, рядом с которыми вьют гнезда. Как только уроженец д. Орешенка Чашникского района и витебский бизнесмен Михаил Катульский вернулся на малую родину и стал восстанавливать родительский дом, рядом поселилась семья аистов: впервые на его памяти.
Символ семейного тепла
Это добрый знак, решил предприниматель. И стал усерднее приводить в порядок вотчину.
Начал с обновления дома: убрал внутри обветшавшие стены, укрепил потолок, пол, фундамент, заменил старые венцы, подремонтировал кровлю. Кроме того, установил электрокотел для отопления.
А вот русская печь осталась прежней – как память о нетленном семейном очаге. Даже спустя полвека она не обрушилась и не прохудилась, разве что пришлось побелить заново, а внутри такая же добротная и прочная. Вот это мастера раньше были, клали печь на века!
Ее Михаил Филиппович топит изредка, так как тепла хватает от котла. Дым из трубы валит только тогда, когда приезжают внуки и хотят поспать на широкой лежанке. Для городских детишек это своеобразная экзотика.
Надо, как надо
Кроме отчего дома, предприниматель облагородил приусадебный участок, завел пчел, вырыл пруд внушительных размеров и зарыбил его.
С водоемом связана забавная история. Михаил Катульский заказал экскаватор в Чашниках и не отпускал водителя до тех пор, пока тот не вырыл яму нужной глубины. Затем в той же организации заказал бульдозер, чтобы из кучи земли, оставшейся после рытья котлована, сделать крутую горку для катания зимой на санках. Так экскаваторщик предупредил коллегу:
– Ты с ним не спорь, он требовательный, не отпустит, пока не сделаешь, как ему надо.
Так и получилось: когда бульдозерист укатывал землю, хозяин дома следил за ходом работ.
Пожалуй, это характеризует Михаила Филипповича и в жизни. Он очень настойчивый и целеустремленный, к любому вопросу подходит основательно, чтобы потом не переделывать, и все держит под контролем.
Это все, что останется после меня…
– К определенному возрасту понимаешь, что многие вещи, за которыми гнался в молодости, не имеют смысла, долговечна только память, которую мы о себе оставляем, – утверждает Михаил Катульский.
Именно поэтому он так увлеченно занимается восстановлением не только своего, но и соседнего дома, который когда-то принадлежал его дяде и который он выкупил у двоюродного брата. Этот дом он облагораживает для младшего сына, мечтает переманить его из города в деревню.
Заниматься бизнесом можно и удаленно, ездить в областной центр на машине, а все дела вести по интернету. В его магазине комбикормов установлены камеры наблюдения, так что мужчина в любой момент может узнать, кто из сотрудников чем занят.
Михаил Филиппович не ограничивается наведением порядка на своей земле: хозяйская рука коснулась и благоустройства деревни.
Он обратился к старшине Иванского сельсовета Людмиле Морозовой, которая только приветствует инициативу жителей и дала одобрение на вырубку кустарников вдоль дороги в Орешенке, обкос травы. И по мере сил старается выполнять просьбы активного предпринимателя, например, грейдировать дорогу, ведущую в деревню.
На Панской улице
Михаил Катульский живо интересуется краеведением. Главная гордость Орешенки – полный кавалер ордена Славы, участник Великой Отечественной войны, минометчик Павел Бородавко. В деревне сохранился дом, где родился герой войны. Михаил Катульский ратует за прославление имени земляка и выступил с предложением установить на доме Павла Григорьевича памятную табличку.
Кроме того, мой собеседник мечтает облагородить окрестности и восстановить дорожку, которая вела напрямик от отцовской «хаты» к реке Улла: сейчас тропинка заросла, и по ней, как бывало раньше, босиком уже не пройдешь. Если рядом поселится его сын с семьей, то внукам Михаил Филиппович будет показывать места своего детства и ходить с ребятней купаться на речку.
К слову, за деревней некогда было панское поместье. О судьбе помещика Михаил Катульский тоже жаждет узнать больше. Возможно, попытается даже восстановить что-то из былого поместья. На своем доме он прикрепил табличку с названием улицы – Панская. И когда односельчане интересуются, не себя ли он наградил таким титулом, со смехом отвечает: «Историю малой родины надо знать лучше».
Заразительный пример
С того момента, как Орешенка стала преображаться с легкой руки Михаила Филипповича, односельчане, глядя на земляка, тоже стали наводить порядок на своих участках.
Кто-то скосил бурьян, кто-то покрасил фасад, а кому-то захотелось обшить дом сайдингом. Словом, пример стал настолько заразительным, что постепенно привычный вид подворий изменился в лучшую сторону.
Знакомые из Чашник, приезжавшие навестить Михаила Катульского, спрашивали:
– Что ты сделал с деревней?
– Показал, что можно пригодиться там, где родился, – отвечал предприниматель.
Возможно, скоро аисты станут привычными гостями Орешенки, а их клекот будет разноситься по улочкам, предвещая добрые перемены.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.