Реликтовые находки, орудия труда эпохи неолита, родовые легенды… Чем еще примечателен агрогородок Иванск Чашникского района? Об овеянном преданиями прошлом и о том, как сегодняшним школьникам кувалдой добыть десятку, корреспонденту «Витебских вестей» рассказал местный краевед, учитель истории и английского языка в Иванской детском саду-средней школе Виктор Грибко.
1564 год — первое упоминание в исторических источниках деревни Иванск (Евань), принадлежавшей Анне Витовской. Через 10 лет деревню выкупил мужской монастырь святого Иоанна. В 1580 — 1774 гг. Иванском владели полоцкие иезуиты. В 1774 г. деревню выкупил кравчий Минского воеводства Тадеуш Володкович. Современный Иванск — агрогородок, первым получивший этот статус на Чашниччине, здесь более 450 жителей.
Древние артефакты рядом
На уроках Виктор Грибко не просто рассказывает о древних эпохах, но и может показать исторические артефакты, которые ему и его ученикам удалось отыскать в Иванске и окрестных деревнях.
– Однажды в походе со школьниками обратил внимание на любопытный камень: в нем были вкрапления ракушек, – демонстрируя находку, отметил Виктор Вильгельмович. – Ребятам объяснил, что этот экземпляр мог попасть сюда с ледником, который двигался на территорию нынешней Беларуси с севера.
Первая случайная находка учителя вызвала большой интерес ребят, они подключились к поиску, тем более что наставник поощрял юных краеведов хорошими отметками. Бывали и забавные случаи, связанные с такими «раскопками». Например, однажды к учителю истории подошла мама ученика и спросила, что за странное задание он задал детям.
– Мой сын принес домой какие-то булыжники и разбивает их кувалдой! – сказала она. – Я спрашиваю: «Ты что делаешь?» А он говорит: «Десятку добываю!».
И надо сказать, усилия мальчика оказались не напрасны: нашел скол с древними ракушками, подготовил сообщение для урока и, конечно, получил высокий балл.
Говорящие карты
Виктор Грибко с 1994 года ведет еще и кружок юных краеведов. Там ребята, кроме походов и поисков «кладов», занимаются топонимикой. Опираясь на старые карты, составили собственные – Иванска и окрестностей.
При изучении исторических документов обратили внимание на название «Городище»: в соседней деревне Селец был такой карьер. Поехали туда и увидели вал, окруженный водой. Имя карьера оправдало себя: юные краеведы нашли брусок для затачивания ножей, металлический браслет и еще немало интересных предметов.
– В Селец приезжали археологи, провели археологическую разведку и определили: здесь было городище раннего железного века, – рассказал Виктор Грибко. – Специалисты хотели проводить раскопки, но финансовой поддержки не получили. А вот найденные нами браслет и брусок гораздо моложе, изготовлены примерно в X – XI веках.
После проведенной разведки обнаружили около десятка керамических осколков, и кто знает, возможно, их было бы больше, если бы местный колхоз не брал там лет 30 песок для своих нужд. Учитель-краевед вместе с учениками на карте обозначил места, где они отыскали каменные и металлические орудия труда.
На основе собранного в течение более 20 лет материала учитель разработал программу факультативного курса по краеведению «Наша Чашніччына», издал одноименное учебное пособие
Этот курс изучается в нескольких школах района. В 2011-м он написал книгу «Іванск і ваколіцы». На счету школьного краеведческого кружка более 30 грамот и дипломов районного, областного и республиканского уровня, а юные исследователи из Иванска неоднократно поощрялись за успехи и победы в различных конкурсах.
Незаслуженно забытый род
На старых картах XVI века Виктор Вильгельмович обнаружил деревню Евань на месте нынешнего агрогородка.
Свое нынешнее название Ивановск получил, скорее всего, после того, как перешел во владение мужского монастыря святого Иоанна
С конца XVIII века Чашники с Иванском и несколькими другими деревнями были выкуплены представителями рода Володковичей. Те также увлекались археологией.
При усадьбе имелся музей, где хранилось несколько десятков найденных ими предметов эпохи неолита. Затем эти исторические сокровища передали в собрание витебского коллекционера, а после – в Витебский областной краеведческий музей.
Род Володковичей, по мнению Виктора Грибко, незаслуженно забыт. Это были преданные чашникской земле люди. Среди представителей этой фамилии, ведущей свою родословную с XV века, есть немало известных людей своего времени: митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Филип, настоятельница монастыря бенедиктинок в Минске, ректор Полоцкого иезуитского коллегиума.
Самый знаменитый представитель этого рода – Михал Володкович, живший в середине XVIII века
Член Минского магистрата, человек недюжинной силы: с рогатиной в одиночку ходил на медведя и одерживал в схватке со зверем победу. Однако за буйный нрав и многочисленные случаи дебоша его приговорили к расстрелу.
По легенде, друг Михала, знаменитый Кароль Радзивилл, узнав об аресте товарища, шел из Несвижа с войском спасать Володковича. Но, чтобы предотвратить вооруженное столкновение, трибунал поспешил привести приговор в исполнение.
Французская ветвь
Род Володковичей был известен не только в Беларуси и Польше. Один из его представителей Генрик Володкович, участвовавший в восстании 1794 г. под предводительством Тадеуша Костюшко, был ранен и эмигрировал во Францию. Когда Наполеон пришел к власти, Генрик сблизился с Бонапартом и стал адъютантом императора. Создал польский легион, которым впоследствии и командовал.
В войне 1812 года был награжден орденом Почетного легиона. Он упомянут и в списке на Триумфальной арке в Париже под именем Генрик Красавчик: Володковичи по мужской линии были очень красивыми – высокие, черноволосые, с правильными чертами лица. Его сын Иосиф погиб под Смоленском, был удостоен высочайшей для француза награды – ордена Почетного легиона.
Еще один представитель этого рода – Александр, родившийся на Чашниччине, был участником восстания 1831 года, и тоже после ранения уехал во Францию, дослужился до посла Франции в Швеции. Он до конца жизни сохранил любовь к родному краю и завещал похоронить тело в Париже, а сердце в заспиртованном виде привезти на родину. В столице Франции на могиле Александра Володковича есть такая эпитафия: «Телом с Францией, сердцем – с родиной».
Руины былого величия
В Иванске Володковичи построили большую усадьбу, разбили роскошный парк, но от всего этого почти ничего не осталось. Сохранилось несколько лиственниц и могучих дубов возрастом под 200 лет. Уцелели здания складов, полуразрушенный флигель, в котором раньше жили учителя и некоторая прислуга.
Этот флигель уже в наши дни выкупил минчанин, намереваясь развить в окрестностях Иванска бизнес по выращиванию пушных зверьков, в соседней деревне Пристои у него была звероферма. Он частично отремонтировал здание: заменил окна, двери, накрыл крышу, даже жил в одном из помещений. Но по стечению обстоятельств был вынужден уехать. Здание после его отъезда постепенно пришло в упадок.
В музее Иванской школы центральное место занимает макет родового имения Володковичей
В музее Иванской школы, которым заведует Виктор Грибко и которому уже 20 лет, центральное место занимает макет родового имения Володковичей, воссозданный по фотографиям учениками и учителями под руководством Виктора Вильгельмовича. Даже на уменьшенной модели видно, каким величественным было имение.
Экспозицию, в которой также имеются подлинные документы, фотографии, принадлежащие Володковичам, несколько лет назад посетила внучка Винцента – последнего владельца Иванска – Эльжбета Володкович-Моравская, живущая сейчас в Варшаве. Вместе с ней прибыли ее дети и внуки из Нидерландов. Они навещали могилы своих родственников в Беларуси и, узнав о бывшей усадьбе своего предка, захотели увидеть эти места.
Конечно, их впечатлило то, что сохранилось, ведь они были уверены: время уничтожило все следы. Потомки Винцента Володковича до сих пор поддерживают связь с Виктором Грибко, они обмениваются находками, связанными с их родом.
Фото автора