Директор школы №20 Орши Елена Шишакова (на фото в центре) – человек инициативный, энергичный, всей душою болеющий за свое дело, регион, страну. Вернувшись с VI Всебелорусского народного собрания, делегат много времени проводит в общении с педагогами, учащимися. Тем более что на форуме обсудили в том числе перспективы развития образования, обозначили задачи для более целенаправленной воспитательной работы в школах, ссузах, вузах.
По итогам прошлого года учреждение, которое возглавляет Елена Шишакова, является лучшим в районе по учебной, методической работе, по благоустройству и озеленению территории. В самой большой по наполняемости школе – один из самых показательных коллективов по наличию педагогов с высшей квалификационной категорией. А также учащихся – победителей районных, областных, республиканских этапов олимпиад.
– Сделано много, но и впереди предстоит немало, – говорит Елена Шишакова. – Тем более теперь, после эмоционального и душевного диалога в Минске, как никогда осознаешь важность стоящих перед всеми нами задач. В особенности это касается воспитания. Ведь, как подчеркнул Президент, движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. И он проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения. Я буду доносить до каждого из педагогов, что сегодня, чтобы идти в ногу со временем и быть «на одной волне» с нашими детьми, нужно менять формы и методы работы. Искать, что будет интересно школьникам. И самим меняться. Ведь дети тянутся за тем, кто интересен, креативен.
Елена Шишакова сказала, что уже второй раз участвует во Всебелорусском народном собрании. А потому есть с чем сравнить.
– Нынешний форум отличается от предыдущего тем, что на нем обсуждали не только Программу социально-экономического развития на ближайшую пятилетку, но и совершенствование общественно-политического устройства всей системы, – подчеркнула директор школы. – Вопросов, заслуживающих внимания, было великое множество. И в двух словах об этом не расскажешь. Но выводы я сделала соответствующие — если хотим хорошо жить в своей стране, нужно быть ее патриотами. А начинать работу именно с детей.
Развитие системы образования на всех этапах, пересмотр учебной нагрузки, поднятие престижа профессии педагога, профориентация, опыт передовых заведений, фейки в сети и др. Разговор с людьми получается обстоятельным и разноплановым.
– Огромное впечатление произвел доклад Александра Лукашенко, где он подчеркнул, что в социально-экономическом развитии на 2021 — 25 годы выделены четыре приоритетных направления: «Счастливая семья», «Сильные регионы», «Интеллектуальная страна», «Государство-партнер». По каждому направлению Президент определил пути развития и поставил определенные цели и задачи по их реализации. А образование белорусов – одна из самых сложных и важных тем для нашего общества. Глава государства поручил: до конца года пересмотреть подходы к дистанционному обучению, формату вступительной кампании, активнее внедрять новейшие технологии. При этом никто не будет отказываться от базовых подходов в плане господдержки, целевого набора, гарантированного первого рабочего места и т. д.
Елена Шишакова добавила, что ее как педагога и как руководителя учреждения образования волнуют гражданская позиция учащихся, их отношение к событиям в стране. Поэтому ее рабочий день начинается с пятиминуток по классам, бесед с классными руководителями.
– Ведь многие дети сейчас практически не читают, у них нет идеалов – лишь кумиры из интернет-пространства, – говорит руководитель. – Сейчас растет «иное» поколение. Как сказал Президент, это «качественно новый слой людей с собственными взглядами и ценностными установками». Выстраивая диалог с молодежью, нужно учитывать это. И искать новые модели взаимодействия, прививать ценности собственным примером. Здесь важна совместная работа школы и семьи. Нужно совершенствовать формы работы с родителями. Также задача из непростых – выстроить модель выпускника, выяснив, каким он видит свое будущее. Что касается целевой подготовки молодых специалистов, то прежде всего она должна вестись исходя из потребностей государства.
Елена Шишакова высказала мнение, что в профессии педагога не должно быть случайных людей.
– Считаю, что с детьми, которые задумываются о том, чтобы стать учителями или воспитателями, мы должны усиленно работать и направлять их, всячески способствовать этому, – подчеркивает директор. – И делать все возможное для того, чтобы они потом в качестве молодых специалистов возвращались в свои же родные школы – сохраняя лучшие традиции, внедрять новый опыт, служить маячками для подрастающего поколения.
По специальности Елена Константиновна – учитель математики. Став руководителем сначала школы №11, потом – №20, преподавание не оставила.
– Во-первых, мне доставляет радость общаться с детьми, видеть их глаза и живой интерес, – говорит педагог. – Во-вторых, всегда нужно идти в ногу со временем – ведь меняются учебные программы, учебники, подходы к преподаванию того или иного предмета и др. А время не терпит пассивных и безынициативных.
Фото Ольги ЛЕБЕДЕВОЙ.