Школьники посвящают ему стихи, коллеги просят поделиться опытом, а он, по собственному признанию, просто работает и любит химию. Учитель-методист из витебской гимназии №1 создал эффективную методику работы с одаренными детьми, которая дает результат: только за минувший учебный год Руслан Валентинович подготовил 34 (!) победителя различных этапов олимпиады по химии. Педагог готовит областную команду учащихся по этому предмету, входит в республиканскую группу экспертов учебных пособий. Недаром учитель удостоился высокого звания «Человек года Витебщины – 2019».
– Если честно, оно стало для меня неожиданностью, ведь есть немало талантливых педагогов, а выделили меня, – говорит Руслан Шклейник. – Во многом, конечно, это заслуга одаренных детей, настоящих трудяг, которые добиваются высоких результатов.
Руслан Валентинович окончил биологический факультет ВГУ имени П. Машерова в 1997 году и с тех пор не расстается со школой, больше 10 лет трудится в гимназии. За более чем 20 лет работы у доски у него выработался яркий педагогический стиль, который очень по душе учащимся, так как на уроках химии класс практически всегда превращается в настоящую лабораторию, где царит дух поиска и открытий.
– Особых педагогических секретов нет, – замечает Руслан Шклейник. – Есть талантливые дети, которые хотят чего-то достичь в жизни. «Химиков» я присматриваю с шестого-седьмого класса, хотя как предмет химия появляется в расписании только у семиклассников. Есть мое отношение к работе – не скрываю, что я фанат своего дела и буквально живу школой. Есть родители, коллеги, администрация, которые очень поддерживают. А еще, если говорить об олимпиадах, то должны «сойтись звезды». Можно долго и успешно готовиться, а в самый важный момент попросту «не выстрелить».
Особая гордость Руслана Валентиновича – профильный кабинет химии, оснащенный разнообразными реактивами и приборами, среди которых сушильный шкаф, спектрофотометр, аналитические весы, центрифуга, иономеры и многое другое. По словам педагога, при желании кабинет вполне мог бы пройти сертификацию как лаборатория.
Неудивительно, что уроки химии нравятся учащимся – все темы объясняются не на пальцах, а через реальные опыты и эксперименты.
– Когда химия «оживает», то назвать это предмет скучным язык не поворачивается, – уверен Руслан Валентинович. – Конечно, если просто зубрить таблицу Менделеева, то ничего хорошего не выйдет, а если преподавать легко, с юмором, опираясь на логические связи, реальные исследования, то детей не выгнать из кабинета (смеется. – Прим. авт.). При этом я никогда никого не заставляю, особенно если дело касается олимпиадников. Ведь это каторжный труд, фактически без каникул. С другой стороны, победы открывают дорогу в любой вуз, позволяют состояться в жизни.
Как и все педагоги, время от времени Руслан Валентинович испытывает эмоциональное выгорание, устает.
– Тогда уезжаю на дачу и работаю на земле, огород – идеальное средство от стресса, – говорит Руслан Шклейник. – Еще очень поддерживает семья, мы с женой вместе со студенческих лет, она тоже учитель химии – в кадетском училище. У нас три дочки. Старшая уже окончила столичный вуз, экономист, средняя – одиннадцатиклассница, мечтает о поступлении в медицинский университет, младшая – шестиклассница. Скучать не приходится, нужно жить и развиваться.
Фото Александра КУТЫНКО.