Ученик забыл дневник? Не беда, отметка появится в его виртуальном аналоге. Не записал задание? Оно тоже имеется в электронном виде. Получил замечание за поведение? Через пару секунд соответствующее СМС-уведомление окажется в телефоне родителей. Это далеко не все возможности «электронной школы», на которую постепенно переходят отечественные учреждения образования. На Витебщине около четверти школ и гимназий уже работают с электронными журналами и дневниками.
Алла Ефременко и Светлана Ломакина
Облачные технологии
Проект «Электронная школа» представляет собой перевод разнообразных школьных документов в виртуальное пространство, где вся информация содержится в специальных хранилищах — облаках. Иными словами, ученики, их родители и преподаватели ведут отчетность не в обычных журналах, дневниках и графиках успеваемости, а в электронных. А также общаются на школьные и смежные темы на специальном веб-ресурсе.
Реализуется данный проект в рамках Национальной стратегии развития информационного общества Беларуси. В частности — согласно Концепции информатизации системы образования, рассчитанной до 2020 года. К этому времени планируется завершить переход системы образования на электронные носители.
В перспективе «электронная школа» не ограничится только электронными дневниками и журналами. Появится карта учащегося, которая будет увязана в том числе с системой питания и контрольно-пропускным режимом в учреждениях образования. Открываются широкие возможности виртуализации образования — дистанционные уроки, интеллектуальные игры, факультативные занятия, веб-семинары, онлайн-конференции и многое другое.
В один клик
Средняя школа №5 Витебска, проявив инициативу, апробировала электронные журналы и дневники одной из первых в областном центре – еще в 2015/2016 учебном году.
— В то время все учреждения образования города имели стандартные интернет-сайты, предложенные районными отделами образования, спорта и туризма. Возможности наполнения их были минимальны, и мы решили найти альтернативную платформу, — рассказала заместитель директора по учебной работе СШ №5 Алла Ефременко, – чтобы она была интересна для детей и родителей и более функциональна. Огромный плюс для меня как администратора — максимальное упрощение аналитической работы с отметками учащихся, успеваемостью по школе, качеству работы педагогов, платным услугам и так далее.
Что касается технической оснащенности, то, конечно, в идеале – наличие в каждом классе компьютера с выходом в интернет. Но пока о таком мы только мечтаем. Но и особых проблем при заполнении электронных журналов и дневников у учителей нет. Школа работает в одну смену, и во второй половине дня к их услугам 11 компьютеров с выходом в сеть. Многие уже с легкостью выставляют отметки со своих мобильных телефонов, причем делать это могут в течение 10 дней с момента проведения занятий.
С этого года СШ №5, как и еще несколько витебских школ, также присоединилась к эксперименту по оплате питания школьников через систему ЕРИП. По словам Аллы Анатольевны, это очень удобно для родителей, так как не надо передавать наличные через детей.
Состояние и движение средств по соответствующему счету контролируется также через платформу «электронной школы», и если, например, какой-то ребенок «уходит в минус», его могут покормить в долг, а на телефон родителей тут же будет выслано СМС-уведомление с просьбой пополнить счет.
Когда вместе с руководством школы мы зашли в кабинет информатики, учитель белорусского языка и литературы Светлана Ломакина и учитель английского языка Елена Сиденко как раз работали с электронными документами. Первая с журналом, вторая – с дневниками класса, где является классным руководителем.
— Электронный дневник — по сути, социальная сеть с различными администраторскими правами. У учеников свои профили, у учителей и родителей — свои, — рассказала Елена Олеговна.
Педагог записывает домашнее задание, и его видят учащиеся и родители. Можно комментировать каждую отметку и задания на дом, писать объявления для класса и замечания для ребят. Раз в неделю родители должны ставить электронную подпись в дневнике — как и раньше.
Конечно, пришлось потратить время на то, чтобы изучить новую систему. Зато теперь отчеты после каждой четверти, которые раньше составляли вручную с калькулятором в течение часа, готовятся автоматически. Собирается информация и выводится средний балл — и мы видим рейтинг ученика. Достаточно нажать одну кнопку.
— Электронный журнал и дневник синхронизированы, — пояснила Светлана Ломакина. — Как только выставляем отметку в журнале, она сразу же появляется в дневнике. Это очень полезно для ребят с низкой успеваемостью — теперь вся информация оперативно доходит до родителей. Но в конечном итоге их это подстегивает лучше учиться. Моя дочка ходит в нашу школу, и я очень довольна нововведениями: всегда можно посмотреть домашние задания, не нужно по вечерам звонить одноклассникам и что-то уточнять, легко контролировать поведение, расписание ребенка, общаться с учителями-предметниками через систему личных сообщений. Что касается педагогов, то мы вникли в эту работу за несколько недель. Кроме того, проверив дома контрольные работы, я могу открыть электронный журнал и тут же внести отметки, не ожидая завтрашнего дня. Правда, есть и минусы. Бумажные журналы и дневники пока никто не отменял, и работа с их электронными версиями – дополнительная нагрузка.
— Взвесив достоинства и недостатки, мы за «электронную школу». Нужно идти в ногу со временем, — уверен директор СШ №5 Сергей Жаголкин. — Благодаря этой системе значительно упростилось составление отчетности, легко индивидуализировать работу с учащимися, контролировать качество деятельности педагогов, эффективно взаимодействовать с родителями. Пользование образовательной платформой бесплатно для детей и учителей. Родители, зарегистрированные в системе, платят лишь за дополнительные сервисы — СМС-уведомления об успеваемости, посещаемости занятий и так далее. Сегодня это стоит порядка 1,6 руб. в месяц. Также взимается небольшая комиссия за оплату питания через систему ЕРИП.
В тестовом режиме
В ближайшее время все учреждения образования станут в той или иной степени «электронными», отметила первый заместитель начальника управления образования облисполкома Елена Богданович.
— За этим будущее. Пока же электронные сервисы тестируются преимущественно в городских школах. Каждый район вправе выбирать платформу для «электронной школы», — сообщила она. — Но существующие программы пока еще трудно назвать единой образовательной средой. Многое предстоит сделать в плане технического оснащения.
Планируем обсудить с РУП «Белтелеком» вопрос о предоставлении школам и гимназиям доступа в интернет на базе технологии Wi-Fi. Поэтому говорить о скорой отмене бумажных классных журналов не стоит, а вот дневники вполне могут быть заменены электронными.
Фото Александра КУТЫНКО.