На сегодняшний день приоритет в деятельности системы образования — качество учебного процесса и полученных знаний. В этом плане на Витебщине достигнуты высокие результаты, наблюдается большой интерес к инновациям, внедрению новых образовательных технологий. Так считает заместитель министра образования Республики Беларуси Раиса Сидоренко, побывавшая на итоговой коллегии управления образования облисполкома.
На совещании педагогов, где оценивалась работа в прошлом году, и ставились задачи на нынешний, также присутствовал заместитель председателя облисполкома Владимир Пенин.
Открыты для обсуждения
Перед коллегией Раиса Сидоренко ответила на вопросы журналистов. В частности, она прокомментировала процесс оптимизации небольших учреждений образования, особенно в сельской местности.
По ее словам, позиция министерства заключается в том, чтобы в малонаселенных пунктах работали лишь те учебные заведения, которые целесообразны и доказывают свою эффективность. Но последнее слово все равно за местными органами власти, которые должны комплексно оценивать ситуацию, особенно если это касается качества и доступности образовательных услуг, занятости учителей и так далее.
По сообщению Раисы Станиславовны, в ведомстве сейчас не обсуждается вопрос о том, чтобы суббота стала для школьников учебой.
– Суббота была и останется шестым школьным днем для различных инициатив, интересных дел и самореализации детей, – сказала заместитель министра. – Главное, чтобы при организации мероприятий не было принуждения. Воспитательного эффекта от этого не будет.
В ведомстве открыты для диалога: проект обновленного Кодекса об образовании есть на портале Минобразования edu.gov.by, и общественность может вносить свои предложения.
Мастерство растет
На коллегии начальник управления образования облисполкома Дмитрий Хома отметил, что по итогам прошлого года выполнены основные задачи и показатели. Большое внимание уделялось качеству образования, кадровой политике, созданию современной материально-технической базы учреждений образования, повышению их экономической эффективности и многому другому.
– Витебщина обеспечена квалифицированными кадрами на всех уровнях и ступенях образования, – подчеркнул он. – 30 педагогам присвоена самая высокая квалификационная категория - учитель-методист. Повышается профессиональный и квалификационный уровень остальных. Сегодня в системе общего среднего образования трудится почти 80% педагогов с первой и высшей квалификационными категориями.
Растет закрепляемость молодых специалистов на первом рабочем месте. После обязательной двухлетней отработки по распределению остаются более 70% молодых учителей (еще два года назад уезжал каждый второй). Наиболее эффективно в этом направлении работают Оршанский, Полоцкий (остается 80%), Глубокский (78,5%) и Лепельский (75%) районы.
Большое внимание в отрасли уделяется повышению материального стимулирования, особенно для талантливых, эффективно работающих, педагогов. В прошлом году средняя зарплата в образовании Витебщины составила почти 500 рублей, в том числе у учителей – 636,6 .
Инновации – в школу
По мнению Дмитрия Хомы, современный учебный процесс невозможен без информационных технологий и компьютерной техники. Число компьютеров в учреждениях образования области увеличивается: в прошлом году установлено более 300 единиц, закуплено 8 современных компьютерных классов.
В то же время техника стареет – обновления требует 31% компьютеров, используемых в учебном процессе. Есть над чем работать и в сфере информатизации - активнее внедрять сервисы «Электронный дневник» и «Электронный журнал». Особенно это касается городских школ и гимназий. Пока лишь 65 учреждений образования области работают с этими удобными для детей и родителей системами.
Детских садов — больше
На коллегии отметили, что в регионе проживает более 64 тысяч детей дошкольного возраста и ведется плановое строительство детских садов. На Витебщине более 90% детей 3-6 лет посещают дошкольные учреждения, а социальные стандарты перевыполняются.
В 2017 году планируется завершить строительство детских садов в Витебске (микрорайон Билево-2), Орше и Глубоком, изыскав на это более 8,24 млн рублей. В перспективе также нужны дошкольные учреждения в витебских микрорайонах Билево-2, Юг-7а, улицы Лазо, в Орше (Заднепровье-3, 5), Новополоцке (микрорайоны 8а, 10а), Миорах, Полоцке, Поставах и Витебском районе.
Нужно всё считать
Дмитрий Хома подчеркнул, что одним из показателей качества деятельности системы образования является ее экономическая эффективность. В прошлом году на отрасль было потрачено почти 30% средств областного бюджета, в том числе 2,6% удалось заработать за счет внебюджетной деятельности.
Оптимизация учреждений образования позволили укрепить их материально-техническую базу, увеличить среднюю наполняемость школ. Количество классов с одним учащимся уменьшилось с 70 единиц до 44. Приобретено 22 автобуса для подвоза детей к месту учебы.
По мнению Дмитрия Леонидовича, главная задача оптимизации - выстроить в каждом регионе эффективную сеть учреждений образования, отвечающих современным требованиям и обеспечивающих высокое качество образования.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.