Учитель математики витебской СШ №31, победитель областного этапа конкурса профмастерства педработников «Учитель года Республики Беларусь — 2017» Наталья Щеглова в числе тех, чье внимание в четверг было приковано к Республиканскому педагогическому совету с участием главы государства.
Педагог полностью поддерживает Президента в том, что систему белорусского образования необходимо совершенствовать, а не ломать.
– В последнее время педагоги всерьез обеспокоены новшествами, которые происходят или анонсируются в системе образования, – говорит Наталья Владимировна. – Меняются программы, обновляются учебники, а еще заговорили о возможном возврате к 5-балльной системе оценивания знаний, всеобщем среднем образовании. Слишком много всего и сразу. Но нужно семь раз отмерить, а потом только делать, советуясь с практиками, простыми учителями.
На каких еще моментах акцентировал внимание Александр Лукашенко и что думают представители системы образования Витебщины, побывавшие на Республиканском педсовете?
В Беларуси педагоги неизменно по праву пользуются особым уважением и вниманием, отметил глава государства.
– Эта профессия не для случайных людей. Именно от личности школьного педагога, его профессионализма зависит формирование будущих поколений, – сказал Александр Лукашенко.
Он подчеркнул: главная задача учителя – учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством.
– Раньше было много нареканий на высокую загруженность учителей несвойственными функциями. В прошлом году министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему, – заявил Президент.
И предупредил министра образования, губернаторов, председателей рай- и горисполкомов: в школы должны поступать документы, касающиеся только образования и воспитания.
О новых учебниках
Новые учебники по всем предметам будут подготовлены к 1 сентября 2019 года. Главное требование к ним, по словам главы государства, – содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине. Президент остановился на необходимости разработки и внедрения в практику уникальных авторских методик обучения и воспитания.
– Почему мы не слышим о современных учителях-новаторах? Где отечественные Макаренко, Сухомлинские, Шаталовы?
По его мнению, авторские методики обучения и воспитания даже более важны, чем докторские диссертации, потому что они основаны на жизненных реалиях. А централизованные тесты должны соответствовать школьной программе, чтобы к ним готовились без дополнительного репетиторства.
О системе оценок
Александр Лукашенко сомневается в необходимости возвращения к пятибалльной системе оценок. Он отметил: старшее поколение привыкло к пятибалльной, и теперь ему приходится переводить оценки на старый лад, а молодежь уже давно обучается по десятибалльной, и для нее здесь нет проблем.
– Я считаю, что вопрос о возвращении к пятибалльной системе или вопрос оставления десятибалльной системы несколько преувеличен в данном случае и не имеет критической массы, чтобы было нужно принимать решение. Поживем – увидим. Думаю, это не очень влияет на стремление наших детишек иметь хорошие знания, – подчеркнул глава государства.
О трудовом воспитании
Президент Беларуси видит проблему в недостаточном трудовом воспитании в школах.
– Мы должны этим заняться, чтобы детишки на селе и в городе почувствовали, что такое труд, – убежден глава государства. – То, чему меня научили в школе, я до сих пор не забыл.
Раньше в школах были приусадебные участки, и нужно вернуться к летней практике на их базе. Следует приучать детей к труду. Министр образования Игорь Карпенко, реагируя на слова Президента, сказал: «Мы вернем такие понятия, как трудовая практика и обслуживающий труд, в программу воспитания. Думаю, что отрегулируем эти вопросы».
О зарплате
Глава государства поручил в будущем году решить вопрос с размером зарплат учителей, она должна быть соответствующей. Александр Григорьевич обратил внимание, что учитель и врач – идеологическая, моральная основа белорусского общества.
– Когда нам надо что-то донести до народа, мы это делаем через вас. Вы главная опора в государстве, – обратился он к педагогам.
По словам главы государства, особенно вопрос зарплаты касается работников учреждений дошкольного образования, ведь каждый понимает, что такое быть воспитателем в детском саду. «Катастрофически несправедливо мы относимся к тем, кто работает, прежде всего, в яслях и детских садах. Любыми способами и любыми путями нам надо почти удваивать в будущем году их доходы», – поставил задачу Президент.
О дошкольном образовании
«Сегодня нам предстоит решить еще одну задачу – укомплектовать детские сады квалифицированными специалистами. Направляя молодых специалистов, нужно сделать все, чтобы, отработав по распределению, они захотели там остаться. Также необходимо совершенствовать программы и методики работы с воспитанниками детских садов», – сказал Александр Лукашенко.
Президент предупредил правительство и местные органы власти, что к концу 2020 года эти и другие вопросы дошкольного образования должны быть решены полностью. Вместе с тем уже сделано немало. В частности, решается вопрос нехватки мест в детских садах и яслях в микрорайонах-новостройках, там активно строятся новые дошкольные учреждения. Только в 2016 году введено в эксплуатацию 12 детских садов, в 2017-м – еще 16. Александр Лукашенко отметил, что в комплексе белорусское дошкольное образование не имеет аналогов в мире: оно в основном бесплатное, все имеют равный доступ к нему, государство ко всем относится одинаково.
О профобразовании
Президент Беларуси поддерживает идею использования современного оборудования в профессиональном образовании. Сейчас, в частности, профильные учреждения сельхозобразования оснащены необходимой техникой.
Что касается предложения во время модернизации предприятий поставлять экземпляры нового оборудования в учебные учреждения, то для этого потребовались бы не только дополнительные помещения, но и дополнительные инвестиции. Глава государства пообещал, что этот вопрос с учетом его важности будет рассмотрен и решен.
О вузах
– Требует дальнейшего совершенствования система поступления в вузы. Она должна предоставить абитуриенту возможность продемонстрировать не только определенный набор знаний по предмету, но и способность логически рассуждать, делать выводы и творчески мыслить, – убежден Александр Лукашенко.
Он не исключает возвращения к определению базового профиля для каждого вуза. Также глава государства констатировал, что нужен анализ оптимального количества учреждений высшего образования с учетом демографических процессов и прогнозов прироста населения.
По материалам БелТА.
Мнения
В Республиканском педагогическом совете участвовали более 90 представителей Витебщины, в том числе педагоги, руководители учебных заведений, горрайотделов образования, спорта и туризма. Мы попросили некоторых из них поделиться впечатлениями о состоявшемся разговоре на важнейшую тему.
Елена Богданович, первый заместитель начальника управления образования Витебского облисполкома:
– Педсовет был организован на высоком уровне, в первый день мы работали по секциям, обменивались опытом с коллегами, была атмосфера свободного обмена мнениями. Важно, что глава государства также в курсе проблем, которые волнуют белорусских педагогов. Обсуждались вопросы, решение которых поможет сделать наше образование лучше. Но основной посыл в том, что ключевая фигура в системе образования – педагог. От его профессионализма, гражданской позиции зависит все дальнейшее развитие отрасли. В свою очередь государство создает условия для достойной жизни учителей, предоставляет возможности роста для желающих работать творчески, на перспективу.
От Министерства образования поступили конкретные предложения, например, о проведении независимой аттестации в 9-х классах, комплексного теста в 11-х. Это не значит, что реформы будут завтра, но педагогам есть над чем задуматься.
Кстати
Учитель русского языка и литературы Елена Александрова из витебской гимназии №7 на мероприятии была награждена Почетной грамотой Министерства образования Беларуси, а учитель информатики из оршанской гимназии №1 Марина Сибирцева удостоилась знака «Выдатнік адукацыі Рэспублікі Беларусь».
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.