С гендерными стереотипами мы сталкиваемся с младенчества: розовые и голубые ползунки, «богатырь растет», «мамина принцесса». С детства мальчиков учат быть сильными и храбрыми, никогда не плакать, девочек — красивыми и хозяйственными. И чем старше становится ребенок, тем чаще он сталкивается с общественным мнением. Например, что определенные чувства, действия, профессии — не для него, «он же мальчик», или «ты же девочка!».
Королева высоты
Считается, что некоторые профессии исключительно мужские. Они связаны с тяжелым физическим трудом, выносливостью и смелостью. Но XXI век доказывает нам, что женщины ничем не уступают мужчинам в этих качествах и могут делать карьеру и добиваться успеха в традиционно «мужских» профессиях.
Уже 12 лет Ирина Сенчурова работает на Витебском ДСК на башенном кране машинистом. Представительница одной из самых рискованных рабочих профессий пошла по стопам своей мамы.
Специалист, управляющий механизмом для подъема грузов на большую высоту, ответственен за погрузочно-разгрузочные работы на строительстве различных объектов, начиная от промышленных предприятий и заканчивая жилыми домами. Ирина без труда и страха забирается на 40-метровую высоту в кабину машиниста и там работает весь день: строит дома в новом витебском микрорайоне Черемушки.
Девушка выполняет такие технологические манипуляции, как перемещение крана, поворот его вокруг оси, подъем и опускание груза. Все операции осуществляются при помощи контроллеров, тумблеров и джойстиков, а указания с земли получает по рации. Сегодня высотные машины отвечают всем современным требованиям, оборудованы компьютером, который при ЧП срабатывает и не дает случиться трагедии.
Но главная сложность ее профессии заключается не в управлении рычагами, а своим внутренним состоянием. По словам крановщицы, каждый раз, прежде чем сесть за рабочее место, нужно привести свой настрой в порядок – машинист должен быть собранным и сосредоточенным.
– Я бы сказала, что эта работа более женская. Здесь нет ничего сложного. Нужно точно подводить каждый блок. Труд щепетильный и скрупулезный. К сожалению, мало кто из женщин выбирает эту профессию. А зря, она хорошо оплачивается. В основном из-за приличной премии, доплат за сложность выполняемой работы, стаж, – делится собеседница.
– Очень часто меня спрашивают: легко ли женщине работать на такой громадной машине? – делится Ирина. – Но моя работа похожа на вождение автомобиля. Сначала привыкаешь к окружению, учишься управлять, потом всё идет на автомате.
Список скорректирован
Согласно действующему трудовому законодательству в Беларуси запрещается ущемлять сотрудников по половому признаку. Вместе с тем существует ряд профессий, овладеть которыми представительницы слабой половины человечества по объективным причинам не могут.
Прежний список «неженских» профессий, составленный в 1974 году, достался нам в наследство от СССР. Документ ограничивал трудоустройство женщин в шахты, на суда, машинистами поездов, кузнецами, плотниками и забойщиками скота. В 1994, 2000 и 2014 годах этот список пересматривался.
В июне 2022-го вышло постановление Министерства труда и социальной защиты №35, где в очередной раз скорректирован список тяжелых и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которые запрещается привлекать женщин. Документом предусмотрено сокращение существовавшего перечня в два раза, а точнее на 93 позиции из-за неактуальных для современного производства видов работ и профессий: условия труда по результатам аттестаций отнесены к допустимым или оптимальным, которые не представляют опасности для репродуктивного здоровья женщины.
Ожидается, что это сокращение позволит расширить возможности дам в выборе профессии и специфики работ.
Между тем прекрасной половине человечества по-прежнему запрещается трудиться паяльщиком, дистиллировщиком ртути, сталеваром у мартеновских печей, ремонтником асфальтобетонных покрытий дорог вручную, кузнецом, пожарным, лесорубом, землекопом и др. Кроме того, женщин не возьмут на работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную, ремонтом и обслуживанием линий электропередачи, маляром в стесненных отсеках судов, цистернах, баках и других емкостях, рабочим по разрубке туш, съемке шкур с трупов крупного рогатого скота, лошадей и др.
Женщинам разрешено работать водителем автомобилей, автобусов на междугородных пассажирских перевозках с количеством свыше 14 мест и грузовых машин грузоподъемностью более 5 тонн, на литейных работах, по ряду профессий в производстве целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них.
Так, например, резчик бумаги, картона и целлюлозы 3-го разряда филиала «Бумажная фабрика «Красная Звезда» ОАО «Светлогорский ЦКК» Чашникского района Оксана Парфинович трудится на продольно-резательном станке. Работа для женщины нелегкая: за восьмичасовую смену совместно с резчиком бумаги, картона и целлюлозы 2-го разряда перематывает около 30 т бумаги. К вредным условиям труда здесь относят производственный шум класса 3.1.
В очках и респираторе
А вот маляр Витебского вагонного депо Витебского отделения БЖД Алена Красилевич убеждена, что представительницы слабого пола все-таки должны трудиться на более «легких» работах: учитель, врач, повар, воспитатель и др. Ведь для профессии, которую выбрала она, нужно иметь определенную физическую силу, отличное здоровье, быть морально устойчивым к неблагоприятным условиям труда.
Женщина трудится на железной дороге с 2014 года. До этого работала маляром в одной из строительных организаций Поставского района, откуда родом.
Согласно действующему трудовому законодательству в Беларуси запрещается ущемлять сотрудников по половому признаку. Вместе с тем существует ряд профессий, овладеть которыми представительницы слабой половины человечества по объективным причинам не могут.
Алена красит вагоны в соответствии с ГОСТами и требованиями заказчика. Сперва смотрит на техническую документацию, где указано, что должно быть нанесено на вагоне. Делает трафареты, которые также отличаются по сложности. Все зависит от перевозимого груза. Самые сложные трафареты на вагоны, которые перевозят опасные грузы (аммиак, серную кислоту, газ и др.). Там должны присутствовать знаки габаритности, веса, грузоподъемности, приписка станции, собственника.
За столько лет Алена уже набила руку, вырезая цифры разной ширины и высоты на картоне острым тонким лезвием канцелярского ножа и ровно нанося трафареты.
Как только вагон попадает в трафаретную камеру, она надевает очки, респиратор – средства индивидуальной защиты. С помощью трафарета и краскопульта наносит знаки и надписи в нужном месте.
В основном коллектив здесь мужской, работает маляром еще одна женщина – коллега Алены Тамара Мещанова.
Представителям этой профессии идет доплата за работу во вредных условиях, имеются дополнительные дни к отпуску, выдаются талоны на молоко и др. Кроме того, на участке есть приточно-вытяжная вентиляция, которая вытягивает пары и запахи лакокрасочных материалов.
На фронте и в тылу
Разделять профессии на мужские и женские в корне неверно. Каждый сам должен соотносить риски для своего здоровья и думать, устраиваться на эту работу или нет. Все знают, что во время Великой Отечественной войны и после нее подвиг на фронте и в тылу совершали не только мужчины, но и женщины, на чьи плечи легли непомерно тяжелые заботы по обеспечению фронта всем необходимым. Это и изнурительный труд на заводах и фабриках, на колхозных полях, строительстве оборонительных сооружений. Женщины осваивали тяжелейшие мужские профессии, боролись за жизни солдат в военных госпиталях и на поле боя, сами брали в руки оружие, были снайперами, танкистами, связистами, разведчиками.
Дело жизни — быть мамой
Сегодня мужчины и женщины, безусловно, должны быть равны в трудовых правах. Есть много типично «женских» профессий, популярных у мужчин. И наоборот. Женщину-милиционера, водителя, маляра, сварщика также можно встретить довольно часто. Однако, согласитесь, самая важная профессия для представительниц прекрасной половины – быть мамой. И чтобы женщина в этом состоялась, ей необходимо бережно относиться к своему здоровью, что, к сожалению, невозможно обеспечить, работая в определенных условиях.
Фото Ирины ХАСАНОВОЙ и Дмитрия ОСИПОВА