Наверное, никто не станет отрицать, что наркомания — зло. Это касается не только специалистов и обычных граждан, но и самих наркоманов. Особо показательны в этом плане рассказы тех, кто сумел побороть зависимость. Приведем пару историй людей, которые годами находились в плену дурмана и могли умереть, но сумели вернуться к нормальной жизни.
Сергей М., 34 года:
— В старших классах школы одна из учительниц приводила нам шокирующие свидетельства деградации человека под действием наркотиков. Тогда я думал, что со мной такого никогда не произойдет. Но… Мой отец был сильно пьющим, не занимался моим воспитанием. Поэтому я жил сам по себе, не хотел учиться и находил отдушину сначала в алкоголе, а позже в наркотиках. В 18 лет в компании попробовал тяжелый опий.
Вначале не понравилось, но на третьей или четвертой инъекции почувствовал кайф и с тех пор уже не мыслил жизни без этого зелья.
Оно позволяло забывать о проблемах и неудачах. Была только одна загвоздка: хронически не хватало денег, которые мне давала мать. Приходилось у нее воровать из кошелька, что часто заканчивалось скандалами.
Но проблемы я все равно не замечал, пока как-то раз из-за сильного передоза едва не оказался на том свете. Завязал на несколько месяцев, а потом сорвался и снова начал употреблять как сумасшедший. В итоге опять реанимация.
Алена Т., 28 лет:
– Меня сильно опекали родители, потому что я была единственной дочерью в семье. А мне всегда хотелось свободы. В университете начала подрабатывать продавцом в одном из торговых центров, где и познакомилась с употреблявшими наркотики молодыми людьми.
На одной из вечеринок ради любопытства попробовала легкое зелье — особой эйфории не было, поэтому спустя время без опасений согласилась на инъекцию мака, после чего мне стало плохо и я надолго распрощалась с отравой.
К несчастью, влюбилась в парня, который кололся.
Стали употреблять вместе. Естественно, начались ломки и вечный поиск денег на дозу.
Меня пытались наставить на путь истинный родители, но я их не слушала, и в конце концов мы перестали общаться. Я бросила учебу, перестала чем-либо интересоваться и ухаживать за собой, превратилась в живой труп, который по утрам мучили сильнейший озноб и чудовищная боль в мышцах, возникало чувство, будто умираешь. Вскоре моего возлюбленного посадили за кражу, так как периодически нам приходилось заниматься хищениями из магазинов, воровать там, где придется.
Когда перспектива— смерть
Как видите, у каждого из героев свой тернистый путь. Но есть у них и кое-что общее: тяга к запретному плоду, готовность ради дозы идти на что угодно, вплоть до нарушения закона, разрушение семейных и общественных связей, риск умереть. Еще их объединяет трудный и длинный путь освобождения от зависимости, со срывами и помощью медиков и сообществ по несчастью.
— В основном молодые люди первый раз пробуют наркотики, чтобы удовлетворить интерес, получить какое-то необычное состояние или просто за компанию. А у всех психоактивных веществ есть свойство после одно-, двукратного приема оставлять в мозгу память об эйфории, поэтому у зависимого человека даже вид, к примеру, шприца вызывает желание повторить полученный ранее эффект, — сказал заведующий отделением токсикологии областной клинической больницы Александр Дыбаль.
— Что касается желания умереть, то у наркоманов его нет.
Другое дело, что сам по себе процесс употребления одурманивающих веществ — медленная смерть, ведь наркотики — яд, вызывающий физическую и психическую зависимость, различные заболевания, повреждающий клетки головного мозга.
Также Александр Борисович подчеркнул, что в последние годы к ним стало попадать меньше наркозависимых с передозировками. Если в 2015 – 2016 гг. поступало около 100 пациентов в год, то сейчас один-два человека в месяц. Этому способствовало принятие в 2016-м Декрета Президента Республики Беларусь №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», ужесточившего наказания для торговцев запретным зельем и координирующего профилактическую работу всех заинтересованных ведомств с несовершеннолетними и наркозависимыми.
Борьба с одурманиванием населения — первостепенная задача для государства. Употребление психоактивных веществ угрожает не только конкретной личности, но и общественной безопасности, ведь наркозависимый готов идти даже на преступления, чтобы найти средства для покупки очередной дозы. Также на больных людях зарабатывают злоумышленники, которые ради наживы губят чужие судьбы.
Борьба продолжается
Какова ситуация с незаконным оборотом наркотических веществ на Витебщине, мы спросили у начальника управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД облисполкома Сергея Зубца:
— Наш регион граничит с Российской Федерацией, Литвой и Латвией, являясь коридором между странами Востока и Запада, что негативно сказывается на криминогенной обстановке.
Нельзя сказать, что с обеих сторон к нам поступают огромные партии наркотиков, тем не менее мы являемся страной-транспортером.
К примеру, в конце прошлого года на пограничном переходе «Урбаны» Браславского района была задержана фура, в грузовом отсеке которой в тайнике находилось 350 кг гашиша. Судя по документам, товар направлялся из Литвы в Россию. Есть у нас и потребители одурманивающих веществ. Но уже на протяжении нескольких лет количество лиц, состоящих и впервые попадающих на учет в психоневрологический диспансер, снижается. Так, только за последний год в области зависимых стало на сто человек меньше.
Сергей Владимирович также отметил, что в 2017-м сотрудники наркоконтроля выявили 515 преступлений, в том числе 218 попыток сбыта наркотиков. Количество злодеяний снижается. Один из факторов положительной динамики — активная работа правоохранителей, направленная против распространителей так называемых спайсов и миксов — веществ не растительного, а химического происхождения. Ранее синтезированная дурь становилась причиной совершения противоправных деяний по линии наркоконтроля в 90% случаев, сейчас лишь в 20%.
— К сожалению, освободившуюся нишу пытаются заполнить торговцы коноплей и маковой соломкой. В текущем году уже изъято свыше 75 кг «травы», — отметил Сергей Зубец. — Этому способствует развитие технологий. Мы регулярно обновляем материально-техническую базу, чтобы идти в ногу со временем и более оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию. Так, на базе управления создано подразделение аналитической разведки, занимающееся поиском поставщиков, сбытчиков, посредников и потребителей наркосырья через интернет.
Сложность злодеяний, совершаемых в сети, в том, что участники преступной цепочки не знают друг друга. Взаимодействие между ними осуществляется дистанционно, поэтому трудно выйти на организатора бизнеса. И все-таки даже такая конспирация не гарантирует, что «боссу» удастся выйти сухим из воды: достаточно дать правоохранителям малейшую зацепку, чтобы попасть за решетку.
Кроме того, наркополицейские сами осваивают новые методы работы, чтобы вывести уверенного в своей безнаказанности человека на чистую воду. Так, в 2018-м в Витебске, Новополоцке, Орше и Полоцке была задержана группа «закладчиков», работавших на онлайн-магазин. У них изъяли свыше 100 г специального реагента, которого хватило бы для изготовления 450 – 500 доз.
— На просторах интернета можно часто встретить мнения, обвиняющие наше законодательство в чрезмерной жестокости. Мол, молодой парень оступился, разок попробовал спайс, а его суд приговаривает к длительному сроку лишения свободы. Это неправда, — отметил Сергей Владимирович. — Мы нацелены на выявление системных сбытчиков, для которых наркотики — средство обогащения. Именно для них предусмотрено самое суровое наказание.
Декрет №6 — эффективная мера в борьбе с торговцами дурманом. Он не щадит лиц, совершивших преступления, связанные с оборотом наркотиков, позволил не потерять молодое поколение белорусов, среди которых лет пять назад стало модным курение спайсов и миксов. Сегодня уже не встретишь шокирующих новостей о том, что кто-то в наркотическом угаре выбросился с балкона или из окна, напал на прохожих. За несколько лет ситуация с употреблением и распространением психоактивных веществ в стране значительно улучшилась. Однако профилактику и работу по выявлению злодеяний в данной сфере все заинтересованные ведомства активно продолжают.
Фото mtdata.ru