В последнее время все чаще приходится сталкиваться с эвфемизмами – в переводе с греческого языка термин означает «благоречие». Их используют для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Проект «Другими словами» рассказывает вам о фактах без эвфемизмов, просто другими словами.
Чужая среди своих
Европейская комиссия (ЕК) решила подать в суд на Венгрию из-за действия национального закона «О защите суверенитета», который якобы противоречит законодательству Евросоюза. Об этом сообщает сетевое издание РИА «Новости».
Закон, принятый парламентом Венгрии в декабре 2023 года, предусматривает создание органа – Управления по защите суверенитета, – препятствующего влиянию на венгерские выборы из-за рубежа и посягательствам на независимость страны. За использование иностранного финансирования в предвыборной кампании грозит лишение свободы на срок до трех лет.
«В описании документа говорилось, что уже предпринимались попытки повлиять на парламентские выборы 2022 года с помощью денег, поступающих напрямую из-за границы, а «кандидат в премьер-министры от объединенной оппозиции также заявил, что в ходе предвыборной кампании к ним из США пришло несколько миллионов долларов», – информирует РИА «Новости».
Почему же закон, принятый почти год назад, вдруг так взволновал Еврокомиссию? Может быть, всё дело в том, что Венгрия решила не действовать по указке, а влиять на международную обстановку так, как посчитает нужным – с учетом национальных интересов. Вспомните, какой переполох вызвал неожиданный для ЕК визит премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Москву 5 июля. Высокопоставленные чиновники Евросоюза потом долго спорили о возможности лишения Венгрии председательства, которое перешло к ней 1 июля. Кстати, в числе тех, кто осудил венгерского лидера за встречу с президентом России Владимиром Путиным были председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Но тогда Еврокомиссия лишь выступила в СМИ с заявлением, что не планирует встречаться с Виктором Орбаном для обсуждения его визитов в Россию и Китай, который премьер Венгрии посетил 8 июля, так как эти поездки не отражали общую позицию Евросоюза.
Между тем в ЕС, судя по всему, уже тогда зародилась мысль наказать непокорную страну за инакомыслие.
Пару месяцев вокруг Венгрии будто бы царило затишье. Но тихий омут взбудоражило заявление главы МИД Венгрии Петера Сийярто. Руководитель внешнеполитического ведомства в ходе Генассамблеи ООН, которая проходила с 23 по 30 сентября в Нью-Йорке, высказался о том, что Будапешт выступает за сотрудничество «от Лиссабона до Владивостока», но для этого необходимы фундаментальные изменения принципов мировой политики, пишет
сетевое издание РБК. Сийярто считает, что сейчас страны крайне далеки от этой идеи. Но вернуться к ней не представляется чем-то невозможным. Глава МИД полагает, что странам необходимо взаимодействовать на принципах уважения и дипломатии, а также поддерживать диалог друг с другом.
На Генассамблее Петер Сийярто также сообщил, что
Венгрия выступает за прекращение огня в Украине и начало переговоров Киева с Москвой. По словам министра, переговоры — способ спасти жизни многих людей. Отказ «великих держав» общаться друг с другом является нонсенсом. По мнению дипломата, это может привести к разделению мира на блоки с «кошмарными последствиями».
Вероятно, это заявление стало последней каплей в океане негодования, учитывая, что несколькими днями раньше было еще одно. Комментируя в соцсети встречу российско-венгерской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, Петер Сийярто, который является сопредседателем комиссии с венгерской стороны, заявил, что Будапешту необходимо развивать сотрудничество с Москвой, это отвечает венгерским национальным интересам, пишет «Интерфакс».
Но зато не отвечает интересам Еврокомиссии, которая буквально через две недели после этого решила затеять с Венгрией судебную тяжбу по поводу закона «О защите суверенитета». Какие еще национальные интересы могут быть у членов Евросоюза? Какой такой суверенитет?