Двухсотлетнюю историю развития фотодела в Беларуси, а также эволюцию фотоаппаратов раскрывает экспозиция в Лепельском районном краеведческом музее.
-У нас можно увидеть ретроснимки, как проявляли пленки, чем пользовались фотографы, каким был Лепель в XIX – XX веках. Много внимания уделено фронтовой фотографии и массовому увлечению в советский период, – отметила директор музея Алина Стельмах. – Работы известного земляка Михаила Кустинского показывают, как выглядели простые жители, их традиционную одежду. Снимки Кустинского, сделанные до 1865 года, были представлены на Всероссийской этнографической выставке в Москве. На них видны расположенные в Лепеле шлюзы Березинской водной системы, через которую сплавляли лес из верховья Березины в Европу, а также плотогонов, работавших там, достопримечательности города.
Многие фотокарточки авторства владельцев первого в Лепеле фотоателье Бориса и Рафаила Фидельманов рассылались по всему миру. Среди постоянных клиентов были и представители советской власти. Кстати, часть тематической экспозиции – это «кабинет Фидельмана», где есть подлинный стул и зеркало начала XX века.
– Мы собрали обширную коллекцию фотоаппаратов, на что ушло несколько десятков лет. Сейчас здесь около 90 экспонатов. Есть первый отечественный фотоаппарат 1930 годов «Фотокор-1», который вызывает большой интерес и у школьников, и у взрослых. Теперь такого не увидишь в руках у фотографов. «Смена-8М», занесенная в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый фотоаппарат в мире. Также есть раритетные немецкого производства 1910 года, аппараты, относящиеся к довоенному и послевоенному периодам советского времени, – отметила Алина Стельмах.
Еще одна локация музея создана в виде квартиры фотографа второй половины прошлого столетия. Она представляет собой жилую комнату 1970-х годов с мебелью, радиоприемником и даже паркетом того времени.
– Людей старшего поколения это место окунает в их молодость. Сюда же я принесла старый будильник, который мне подарили в юности. Из Минска привезли торшер, книжный шкаф. Отчетливо отпечаталось в памяти, как, придя к кому-нибудь в гости, стучишь в дверь, а радиоприемник грохочет так, что звонка не слышно. Так и тут, – отметила директор.
В зале есть «красная комната» с ванной и специальной аппаратурой, где проявляли пленку, сушили снимки и глянцевали. Некоторым экспонатам более 50 лет. Интересный факт: чтобы проявить пленку, в бачок заливали специальный раствор определенной температуры. Для этого каждый фотограф имел специальный термометр.
– Создавая экспозицию, мы ориентировались на представителей разных поколений, чтобы и взрослые могли поностальгировать по прошлому, и подрастающее поколение узнать, с чего все начиналось, – заключила Алина Стельмах.
Фото Алексея ВРОНСКОГО.