Если велосипедисты станут вести себя спокойнее, количество ДТП однозначно уменьшится, считают в Госавтоинспекции Витебской области.
Растущее из года в год число велосипедов на улицах городов — позитивное явление. Это свидетельствует о том, что белорусы все чаще заботятся об экологии, приобщают к активному образу жизни себя и детей. Все бы хорошо, да госавтоинспекторы людей, крутящих педали, воспринимают нередко как фактор, негативно сказывающийся на дорожной безопасности.
— Они часто игнорируют ПДД, забывая, что, выезжая на тротуары и проезжую часть, становятся участниками дорожного движения, имеющими соответствующие обязанности, несоблюдение которых влечет правовую ответственность, — сказал начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД облисполкома подполковник милиции Александр Казючиц. — Важно понять, что на дороге главное — культура вождения и взаимоуважение. А на практике получается, что автолюбители и пешеходы воспринимают велосипедистов как обезьян с гранатой, от которых в любой момент можно ожидать чего угодно.
Особенно «преуспевает» в этом молодежь, рассекающая на современных моделях велосипедов со множеством скоростей, дисковыми тормозами и амортизаторами. Уверен, многие сталкивались с ситуацией, когда приходилось шарахаться от ездока, проносящегося на огромной скорости между потоком людей, двигающихся по тротуару. Вместе с тем опасность, особенно для детей, представляют не только юные лихачи, но и лица постарше, которые в нетрезвом состоянии петляют по асфальту на «аисте» или раскладушке.
— Часто приходится слышать, что аварии, травмы и конфликты между пешеходами, водителями и велосипедистами возникают из-за отсутствия специальных велодорожек. Однако я убежден, что основная причина ДТП — стремление велолюбителей получить заряд адреналина, — сообщил Александр Константинович. — Люди приобретают велосипеды, способные развивать скорость до 40 – 50 км/ч, гоняют по дворам и вдоль дорог, забывая, что перед ними резко может выскочить ребенок или появиться из-за угла авто. Также они перемещаются с тротуаров на проезжую часть, чтобы прокатиться с ветерком, хотя в городе это делать запрещено. Это не значит, что во всех происшествиях виновны владельцы двухколесных коней, но количество происшествий однозначно уменьшится, если они станут вести себя спокойнее.
В том, что велосипедисты не всегда законопослушны, корреспондент «ВВ» убедился, отправившись в рейд с сотрудниками ГАИ. Буквально через десять минут «вахты» они остановили лихача, пронесшегося на велосипеде по «зебре».
— Из-за прохладной майской погоды велолюбителей не так много, как обычно в это время, но нарушителей мы встречаем регулярно, — сказал Александр Казючиц. — Основное нарушение — пересечение проезжей части: на пешеходных переходах они обязаны вести свое средство передвижения рядом с собой, а не ехать. Также встречаются те, кто садится за руль в нетрезвом состоянии или выезжает с обочин на дорогу. Трезвые в этом случае на первый раз отделаются предупреждением, а вот человеку подшофе грозит штраф до 5 базовых величин.
Нелестно отзывались о велосипедистах и некоторые водители автотранспорта.
— Они маневрируют как вздумается. Плюс ко всему ездят в наушниках. Так что приходится быть в постоянном напряжении, чтобы не зацепить. А кто компенсирует ремонт в случае чего? У них же нет обязательной страховки, — посетовал один из автовладельцев.
Офицер успокоил мужчину: разбирательство ДТП с участием велосипеда осуществляется так же, как и другие. Если выясняется, что виноват гражданин, сидевший за рулем автомобиля, то страховая компания возмещает ущерб пострадавшему. В обратном случае водитель проводит независимую экспертизу и обращается в суд.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.