В редакцию «Витебских вестей» поступает немало звонков, в которых люди поднимают больной для многих вопрос: «Почему резко ухудшилось состояние дорог как республиканского, так и местного значения?»
На днях коллега совершил автомарафон по Витебской области. За пять дней активисты молодежного движения объехали все районы синеокого региона. Сильное впечатление на участников автопробега произвели дороги. На переезды из Верхнедвинска в Россоны, из Полоцка в Верхнедвинск, Постав в Браслав они тратили в два раза больше времени, чем рассчитывали, поскольку приходилось ехать, как выразился коллега, по стиральной доске.
Из-за прохудившегося покрытия невозможно нормальное движение транспорта, наиболее вероятны аварийные ситуации, в результате которых гибнут люди. На эту проблему обратил внимание Президент. Плохое состояние автомобильных дорог в нашей республике и в Витебской области в частности вызывает справедливое нарекание граждан. На недавно прошедшем республиканском совещании, на котором были рассмотрены вопросы ЖКХ и состояния дорог, заместитель премьер-министра Анатолий Сивак озвучил такие факты.
В нашей стране только в январе на республиканских и местных автомагистралях произошло около 400 ДТП, связанных с дефектами дорожного покрытия. А анализ обращений в службу 115 показал, что в прошлом году больше всего заявок на неудовлетворительное содержание улиц и дорог было в населенных пунктах Витебской области, в частности в Шарковщинском, Полоцком, Миорском, Поставском районах, Новополоцке.
Что послужило причиной плачевного состояния дорог? Ведь совсем недавно белорусы гордились отменным качеством автомагистралей. Почему в одночасье асфальтовое покрытие превратилось в дырявое решето? Что предпринимают дорожники области, чтобы изменить положение? Эти и другие вопросы выясняем у главного инженера РУП «Витебскавтодор» Александра Рымашевского.
– Александр Леонидович, что собой представляет дорожная сеть, которую обслуживает предприятие?
– В центре нашего внимания – республиканские автомобильные дороги. В Витебской области их протяженность составляет почти три тысячи километров. К ним относятся три магистральные дороги – М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки); М-3 Минск – Витебск; М-8/Е 95 «Граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута) и 6 автомобильных – М-1/Е 30, М-8/Е 95, Р-20, Р-21, Р-45, Р-46, которые входят в состав основных и дополнительных маршрутов движения грузового транзитного транспорта. Учитывая линейный принцип, применяемый при обслуживании, создана 41 линейно-дорожная дистанция. Республиканские автомобильные дороги обслуживают 11 собственных организаций, которые есть в Витебске, Полоцке, Поставах и других районах. А подрядные работы по строительству и ремонту республиканских дорог выполняют специализированные организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Мы работаем каждый день, зачастую без выходных и в две смены. На участках в зависимости от погоды бывают задействованы до 33 бригад.
– Как вы сами охарактеризуете состояние автомагистралей, которые закреплены за вашим предприятием?
– Проведенная в 2022 году диагностика автомобильных дорог показала, что потребность в неотложных ремонтах составляет 1,5 тысячи км, это половина всех магистралей. Требуется капитальный ремонт на почти 500 км, текущий – на более 1 тыс. км. В этой связи больше одной тысячи километров (38 % дорог) эксплуатируется с ограничением до 6 т несущей способности на ось транспортного средства.
– Когда речь заходит о выбоинах на дорогах, некоторые винят в этом неустойчивую погоду в зимнее время. Дескать, перепады температуры ночью и днем губительно отражались на асфальтовом покрытии, которое трескалось и разрушалось. Только ли в этом дело?
– Безусловно, эксплуатация дорог в зимнее время затрудняется из-за погодных условий. Для нас задачей номер один является ликвидация ямочности на дорожной сети. Больше всего проблем на трассах М-3, М-8, М-1, Р-46, Р-49, где наибольшая интенсивность движения. За текущие полтора месяца устранено 13,5 тысячи кв. м ямочности. Эта цифра постоянно увеличивается.
– Можно предположить, потому что увеличивается площадь дефектов на асфальтовом покрытии. Как часто проводите плановые работы по текущему и капитальному ремонту дорог?
– Через каждые 12 лет по нормативным требованиям необходимо проводить капитальный и через шесть лет – текущий ремонт. Но эти сроки не выдерживаем по причине неритмичного финансирования. Это вторая проблема, из-за которой ухудшилось состояние дорожной сети. В нашей области на сегодняшний день протяженность автомагистралей с просроченными (межремонтными) сроками по капитальному и текущему ремонту составляет 2,8 тыс. км, или 94 % от их общей протяженности. Ямочность особенно болезненно воспринимается в зимний период эксплуатации – это показатель того, что ремонтные работы (текущий ремонт покрытия и капитальный ремонт дорожных «одежд») проводятся несвоевременно.
– В зимнее время дорожники выполняют какие-либо работы?
– Конечно. Мы работаем каждый день, зачастую без выходных и в две смены. На участках в зависимости от погоды бывают задействованы до 33 бригад.
– Когда приходится сталкиваться с ремонтом на дорогах, у обывателя невольно возникает скепсис. Разве можно гарантировать качество полотна, если асфальт укладывается на мокрую основу?
– Согласен с тем, что в зимних условиях ограничены технологии для выполнения ямочного ремонта. Устраняем дефектные участки с использованием холодной асфальтобетонной смеси, которую в количестве примерно трех тысяч тонн заготавливаем осенью. В осадки работы не выполняются. К слову, в январе 25 дней шли то дожди, то мокрый снег, выпало осадков почти 180 % от климатической нормы.
– В дорожном деле на погоду нельзя надеяться. Что делать? Вопрос ребром ставил еще классик.
– Будем осваивать без малого 30 млн рублей, выделенных «Витебскавтодору» в рамках государственной инвестиционной программы на этот год из республиканского дорожного фонда. Будут начаты работы по реконструкции автомобильной дороги Р-46 Лепель – Полоцк – граница Российской Федерации (Юховичи). Продолжатся начатые в октябре прошлого года работы по реконструкции моста через реку Свечанка на 199-м километре автомобильной дороги М-3 Минск – Витебск.
На капитальный ремонт выделено 27 млн руб. Планируем ввести 13 километров дорог и 36,68 погонного метра мостов в Оршанском районе. Будет выполнен капитальный ремонт участков автомобильных дорог Р-22 Орша – Дубровно до автомобильной дороги М-1/Е30 (Буда), М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки) и путепровода.
В рамках программы дорожных работ на текущий ремонт 50 км дорог и 115 погонных метров мостов предприятию выделено 20 млн руб.
Что касается содержания автомобильных дорог, то здесь финансирование составило 57,5 % от нормативной потребности.
Для того, чтобы уйти от ямочного ремонта в обозримой перспективе, в Витебской области необходимо ежегодно осуществлять текущий ремонт на 300 км дорог, капитальный — на 100 км магистралей.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.